Дым из трубы

[Обзор прессы]

Водитель троллейбуса устраняет последствия своего нервного срыва. | Фото из личного архива Ганны Большаковой

Две вологжанки добились наказания для водителей автобуса и троллейбуса за агрессивное поведение.

Автолюбители нередко жалуются на поведение водителей общественного транспорта и периодически сообщают об этом руководству предприятий с просьбой принять меры.

Как поясняют в «Вологдаэлектротрансе» и ПАТП-1, информация, изложенная в жалобах владельцев личных авто, подтверждается примерно в половине случаев. В оставшихся она либо не подтверждается, либо сама суть жалобы не основана на действующем законодательстве. То же говорят и госавтоинспекторы: в случаях ДТП виновниками оказываются как водители автобусов и троллейбусов, так и другие участники дорожного движения, без какого-либо особого численного перевеса в ту или другую сторону.

На три буквы

«Я договорилась со своим знакомым, что заберу его с остановки на ул. Зосимовской, где он меня будет ждать, — рассказывает автолюбительница Марина Смирнова (данные изменены в соответствии с ФЗ „О СМИ“). — Знаю, что согласно п.12.4 ПДД я имею на это право, если не создаю помех общественному транспорту. Поскольку остановочный „карман“ в этом месте большой, я рассудила, что объективно мою остановку в самом конце этого кармана считать помехой, скорей всего, нельзя. Тем более, что пассажир уже был на месте, и мне не нужно было ни минуты стоять».

Когда девушка подъехала к остановке и в машину сел пассажир, вслед за ней приехал и автобус. «Я уже собралась отъезжать и включила левый поворотник, когда он остановился очень близко ко мне, включил аварийку и стал мне сигналить, — рассказывает она. — Я испугалась, что он меня задел, и вышла посмотреть, что случилось». Когда она подошла к открытой двери водительской кабины автобуса и спросила, почему водитель ей сигналил, он отреагировал агрессивно. «Заорал, что стоять здесь нельзя, — вспоминает автолюбительница. — Я ответила, что для посадки-высадки пассажиров могу остановиться, на что он еще сильнее заорал, что правила давно изменились и лучше их учить надо. Когда я попросила не кричать, он ответил матерно: „Заткнись, пошла на...“ Конечно, я не стала продолжать конфликт и просто уехала».

Неприятный осадок остался, и Марина написала жалобу на сайт ПАТП-1. Вскоре ей ответили, что по поводу хамского поведения водителя автобуса на предприятии было проведено служебное расследование. Факты, очевидно, подтвердились, так как перед вологжанкой извинились за поведение сотрудника и сообщили, что с ним была проведена беседа о недопущении неэтичного поведения во время работы, а также внеочередной инструктаж по обеспечению безопасности движения. «Меня неприятно удивило, что водитель не знает ПДД, если заявил, что правила изменились, — пожимает плечами девушка. — К тому же матерная ругань — это уже административное правонарушение, и его свидетели у меня были... Я думала, не привлечь ли этого водителя еще к административной ответственности с помощью полиции, но в конце концов решила остановиться на тех мерах, которые приняли в ПАТП. Правда, не знаю, насколько они действенны».

Ощутимое воздействие

Начальник отдела безопасности движения МУ ПАТП-1 Александр Чернов пояснил «Премьеру», что подтвердившиеся жалобы на водителей автобусов негативно влияют на объем их премирования, так что у водителей есть явный материальный стимул не нарушать не только ПДД, но и нормы человеческой этики.

Он рассказал, что система работы с обращениями граждан на предприятии четко отлажена: ведется запись телефонных обращений в диспетчерскую, жалобы принимаются на сайте и обычной почтой. «По каждому обращению происходит подробное разбирательство, — говорит Александр Яковлевич. — Мы реагируем оперативно. Если водитель виновен — принимаем меры. Как правило, соотношение, кто виноват в ситуации, 50/50».

По словам Александра Чернова, жалобы автолюбителей и водителей автобусов друг на друга примерно сходны: и те, и другие возмущаются, когда их подрезают, не дают выехать из «кармана» остановки.

А старший инспектор ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Вологодской области Сергей Федотов вспоминает такой курьезный случай: «Водитель автобуса пожаловался нам на то, что водители личного транспорта в нарушение ПДД не предоставляют ему преимущество, когда он отъезжает от остановки. А буквально на следующий день он сам стал участником ДТП на личном автомобиле: не предоставил автобусу преимущество, когда тот отъезжал от остановки...»

Рога и копыта

Но случай, рассказанный автолюбительницей Ганной Большаковой, назвать забавным никак нельзя.

«21 апреля я ехала по улице Мира, искала место для парковки, — рассказывает она. — Увидев, что от одного из магазинов отъезжает машина, я остановилась, чтобы ее пропустить и занять ее место, включила поворотник. А следом за мной стоял троллейбус, который начал мне сигналить».

Решив не ждать, пока автолюбители совершат рокировку, водитель троллейбуса начала объезжать машину Ганны и в процессе этого маневра уронила токоприемники (в народе — «рога») на отъезжавшую машину. Водитель этой машины вышел, чтобы высказать водителю троллейбуса все, что думает: он видел, что Ганна остановилась пропустить его. Но, видя, как разворачиваются события, не стал участвовать в этом конфликте, а, убедившись, что «рога» не повредили его машину, уехал.

«Водитель троллейбуса пришла в ярость, — вспоминает Ганна. — Она кинулась на меня с кулаками, материлась, с силой хлопнула дверью моего автомобиля и попыталась оторвать левое зеркало заднего вида...» Машину девушке пришлось везти в ремонт, так как дверь перестала закрываться должным образом.

Ганна Большакова обратилась в «Вологдаэлектротранс» с жалобой. «Прошу Вас отстранить данного водителя от управления транспортными средствами Вашего предприятия за неадекватное поведение на дороге, — резюмировала она в своем заявлении. — Я считаю, что психически неуравновешенные люди не должны управлять ТС, тем более ТС общественного назначения».

В ответе, подписанном гендиректором предприятия Дмитрием Зыриным, указано, что поведение водителя троллейбуса признано неправильным, она предупреждена о недопустимости подобных фактов, а в случае их повторения к ней будут приняты меры дисциплинарного и материального воздействия вплоть до увольнения. Однако Дмитрий Николаевич указал на то, что автолюбительница сама нарушила ПДД, остановившись на проезжей части и создав аварийную ситуацию.

«Жалобы на наших водителей нечасты, но бывают, — говорит начальник службы перевозок ОАО „Вологдаэлектротранс“ Юрий Маслов. — Факты, указанные в обращениях, могут и подтверждаться, и не подтверждаться. А бывает так, что виноваты оба водителя».

Автор:
Ольга Ильинская