От сокращения автобусных маршрутов количество пассажиров не уменьшается, зато увеличивается число нелегальных перевозчиков. | Фото Дениса Краснова |
В Вологодской области стремительно сокращается количество межрайонных и внутрирайонных автобусных рейсов.
«Ситуация очень серьезная: сокращение больно ударит и по работникам нашей отрасли, и, главное, по пассажирам», — считает Юрий Тадлов, председатель вологодского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Без колес
До 15 мая должно быть составлено летнее расписание автобусных перевозок на территории области, и транспортники опасаются, что оно значительно «похудеет» по сравнению с зимним расписанием, а между тем итоги зимней перевозочной кампании и так неутешительны.
На минувшей неделе эту и другие проблемы обсуждали на круглом столе в Законодательном Собрании Вологодской области. В настоящее время отменены практически 50 рейсов в неделю. «Считаю, что складывающаяся ситуация по отмене рейсов приводит к быстрому росту транспортной дискриминации населения и гостей области. По некоторым маршрутам уже сейчас недоступны транспортные услуги социально гарантированного минимума», — сообщает директор ГП ВО «Дирекция по организации автобусных перевозок» Николай Логинов в своем докладе в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.
Так, полностью отменен маршрут «Вологда — Юбилейный» (Юбилейный — поселок по автодороге в сторону Тотьмы). Значительно снизился и собственно сам пассажиропоток: по данным за четвертый квартал прошлого года, — на 20 %. К примеру, без регулярных внутрирайонных автобусов остались жители Вашкинского района. «АТП не выгодно отправлять автобус из-за
В некоторых райцентрах на грани банкротства оказались автостанции. «К примеру, фактически прекратила работу станция села Верховажье: пассажиры теперь покупают билеты исключительно у водителей перед отправлением», — говорит Юрий Тадлов. Перевозчикам просто невыгодно отдавать билеты на реализацию в кассы, так как автостанции затем не рассчитываются с транспортными предприятиями как положено: выручку они вынуждены отдавать за собственные долги.
Серые, но не волки
Главная причина сокращения маршрутов, рейсов и автостанций одна и та же — убытки. Транспортные предприятия не в состоянии справиться с целым комплексом проблем. Одна из них — большое количество так называемых «серых» перевозчиков, которые выигрывают конкурентную борьбу за пассажиров, но не платят налогов в бюджет и не обеспечивают безопасность людей.
На круглом столе в ЗСО с ситуацией собравшихся ознакомил Николай Логинов. «На площади Бабушкина у нас, можно сказать, открылся второй вокзал», — заявил он. Рядом с почтамтом организована стоянка для микроавтобусов, курсирующих по дальним маршрутам, — Великий Устюг, Никольск, Тарнога и т.д.
«Конечно, там работают в основном „серые“ перевозчики. И помимо вопроса о том, что бюджет теряет налоговые выплаты, особо важен вопрос с безопасностью пассажиров. Вот, например, водителю, который совершил поездку из Великого Устюга в Вологду, положен длительный отдых и сон. У „серых“ перевозчиков зачастую этот же водитель везет людей обратно буквально через пару часов. Не действует и система страхования пассажиров, если, не дай Бог, ДТП или несчастный случай. Сильно сомневаюсь, что перед выходом на работу водители проходят медицинский осмотр», — объясняет Юрий Тадлов.
На более близкие расстояния (Грязовец, Череповец и т.д.) пассажиров возят «бомбилы» — таксисты на личных автомобилях и мини-автобусах, но они зазывают людей не у почтамта, а прямо у дверей автовокзала. При этом автовокзал, как и автостанции в районах, теряет прибыль: ни «бомбилы», ни «серые» перевозчики не пользуются услугами касс, и, соответственно, не платят комиссионных.
По мнению Юрия Александровича, отмена официальных рейсов и маршрутов приведет к тому, что «серые» перевозчики займут нишу муниципальных и коммерческих предприятий и начнут диктовать пассажирам собственную тарифную политику. «Сейчас стоимость билетов примерно на одном уровне, но если на каком-то маршруте останутся только „серые“ перевозчики, они могут „ломить“ цены, а пассажирам будет просто некуда деваться, раз другого транспорта в нужный поселок или райцентр не ходит, им просто придется платить, раз хотят уехать», — говорит лидер профсоюза.
Но у «серых» перевозчиков есть и свои преимущества: комфортабельные микроавтобусы, малое количество остановок в пути и за счет этого сокращение времени, потраченного на поездку.
Обещали-обращали
Среди других причин сокращения перевозок — изношенность автопарка, а также убыточность маршрутов в малонаселенные уголки области. «Однако люди продолжают жить в этих отдаленных деревнях и селах, и им нужно как-то добираться до местного райцентра или Вологды. Эти перевозки дотируются плохо и не в полном объеме, а они именно что должны дотироваться, другого выхода здесь нет, прибыльными и привлекательными для перевозчиков они не станут», — поясняет Юрий Тадлов.
К снижению пассажиропотока привели и социальные причины. С одной стороны, у жителей крупных городов области стало больше личных автомобилей (сказать то же самое про районы нельзя, так как по-прежнему низок уровень доходов в сельской местности). С другой — была отменена 50%-ная льгота при покупке билета для отдельных категорий граждан. Как только это произошло, «льготники» перестали столь же активно ездить на автобусах по области, как раньше.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области подготовил обращение к Губернатору Олегу Кувшинникову о необходимости более жестко решать проблему с «серыми» перевозчиками. Заняться этим должна Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Однако это только один из многих аспектов проблемы. Транспортники ждут более оперативных решений от областного правительства, чем просто обещания и обращения, иначе уже этим летом многие вологжане на себе почувствуют последствия повального сокращения рейсов.