Дело техники-2

[Обзор прессы]

На одном из автобусов 12-го маршрута пассажиры, не имеющие электронных билетов и проездных, вынуждены покупать билеты у водителя. «Это очень неудобно, особенно в час „пик“, — отмечают вологжане. | Фото Марины Черновой

Электронная система оплаты проезда в Вологде дает существенные сбои.

„Внимание! Возможны проблемы в работе карт“, — гласит одна из новостей на сайте „Электронная Вологда“ www.e-vologda.com. Другая новость — не менее „радостная“: „Внимание! Бумажные карты “15 поездок» и «30 поездок» не действуют в автобусах на маршрутах №№ 1, 7, 28, 29. Приносим извинения за неудобства«.

Неудобство — вот то самое слово, которым вологодские пассажиры, опробовавшие систему передвижения на общественном транспорте «Электронная Вологда», характеризуют новинку.

Центр жалоб

Провозглашалось, что с 1 апреля карта пассажира будет действовать на всей маршрутной сети ПАТП-1. В тех автобусах, где нет стационарных терминалов, оплата будет происходить через переносные терминалы (так называемые валидаторы) у кондуктора.

По мнению транспортников, на отладку системы уйдет время, но в будущем замена бумажных носителей на электронные для пассажиров Вологды принесет только плюсы. Электронную карту можно будет приобрести на почте, а также в точках продажи ПАТП-1. Карта именная, и при утрате ее можно будет восстановить.

В вологодских троллейбусах также вводится новая система оплаты за проезд — там установлены турникеты. Для пассажиров вход будет осуществляться через переднюю и заднюю двери, а выход — через среднюю дверь.

Пока отладка системы носит непонятный, несистемный характер, и жалоб больше, чем позитивных откликов. Проблем возникает такое количество, что их сложно решить за короткий срок. Срабатывает и человеческий фактор, а бывают и сбои техники.

Например, терминалы и валидаторы упрямо живут своей жизнью и не хотят подчиняться задумкам создателей «Электронной Вологды». «Я стала свидетелем того, как студентка бегала по салону автобуса, прикладывала к нескольким терминалам электронный проездной. Она просила помощи у пассажиров. Но так ничего и не получилось, — рассказывает Елена Мохова, на глазах которой произошла неприятная ситуация. — Кондуктор все равно стала требовать оплаты проезда. У девушки денег не было, видимо, она не думала, что подобное возможно. В итоге кондуктор стала наседать, и студентка заплакала. Было очень неприятно, такое может произойти со всеми».

Другую беду озвучили на сайте «Электронной Вологды»: «При использовании электронных карт с подключенным проездным билетом возможно списывание денег с баланса карты (на билете указывается остаток денежных средств). Это технический сбой. В случае, если это происходит с вашей картой, пожалуйста, обратитесь в информационно-справочный центр в кинотеатре „Ленком“, чтобы исправить ошибку».

Вологжане в социальных сетях ставят под сомнение то, что многие пойдут возвращать потраченные деньги: «Забыла отметить, что при двойном списывании поездок моя знакомая обращалась в ПАТП-1, на что ей по телефону сказали, что ей нужно обратиться в „Ленком“, в центр „Электронной Вологды“, и написать заявление, чтобы деньги за поездку ей вернули. Вопрос: ну кто будет ходить (опять же ехать на автобусе и тратить эти 14 рублей) и писать заявления? Никто. А ведь таких людей может быть и 100 человек, может, и больше, и с каждого будут списывать в двойном размере. Значит, кому-то это все-таки выгодно».

На нескольких маршрутах №№ 1, 7, 28, 29 карты «15 поездок» и «30 поездок» уже не действуют. Оказалось, что в этих автобусах работает переносной терминал — валидатор, и его модель не поддерживает данный тип карт. В настоящий момент специалисты разрабатывают карты нового образца, которые будут избавлены от этого недостатка. Почему изначально разработчики не смогли учесть технические требования — неясно, в отделе транспорта администрации города ответить на этот вопрос тоже не смогли.

Не нравится пассажирам и то, что терминалы установили на входе и выходе. Один из пассажиров сравнил вологодский опыт с тем, что происходит в других городах: «В нормальных городах нашли выход. Электронные валидаторы вынесли вглубь салона (там, где люди встают после посадки), и если выходной день, то пассажиры берут билеты сами. Водитель лишь контролирует процесс и продает билеты тем, у кого нет электронного билета». Однако руководство ПАТП-1 уверяет, что терминалы расположены идеально, чтобы избежать давки...

Идея передать функции кондуктора водителю тоже не кажется пассажирам удобной: «Отсутствие кондуктора — это прямая дорога в ад, т.к., принимая платежи во время езды, водитель грубо нарушает Правила дорожного движения. Во-вторых, в Вологде такой вариант почти обречен на неудачу, все равно водитель видит не всех», — пишет один из блогеров. В ответ представители ПАТП-1 утверждают, что водитель сможет принимать деньги и помогать пассажирам во время остановки.

Противостояние

Процедура оформления новых электронных проездных вызывает много вопросов. «Мне уже почти месяц не могут выдать проездной... Сначала бы систему обкатали, а потом внедряли», — возмущается Антон Долгополов. Мама второклассника пишет на сайте «Электронной Вологды: «Мне не хочется испытывать нервы моего ребенка, так как у вас система не настроена, а малышу 2 класса очень трудно противостоять кондуктору. И возникает такой вопрос: могу я пока не пользоваться картой?»

Большие нарекания вызывают кондукторы, которые встречают пассажиров с электронными картами недовольными возгласами и особо пристальным вниманием. «Один раз была очевидцем такой ситуации, когда граждане приложили электронный билет к терминалу, получили талончик, убрали электронный билет, предъявили кондуктору талончик. На что кондуктор стала требовать дополнительно к талончику предъявить еще и электронный билет...».

Однако хорошо то, что создатели системы «Электронная Вологда» признают наличие проблем, а значит, можно надеяться, что в скором времени терминалы и валидаторы на муниципальном транспорте будут стабильно функционировать, а кондукторы — знать, как засчитывать электронные билеты. Но как пока разрешать ситуации, в которых пассажир не виноват, сказать трудно.

Комментарии

Начальник отдела транспорта администрации города Антон МУСИХИН:

— В обкатке системы могут быть различные проблемы, и главное — их не замалчивать, а сообщать в ПАТП-1 и информационный центр в «Ленкоме». Нужно понимать, что жалоба жалобе рознь. Бывают случаи, когда ушлые студенты говорят, что якобы терминал не считывает электронный билет или карту, а на самом деле они только делают вид, что прикасаются им к терминалу. Такие случаи происходили у нескольких кондукторов, которым приходится самим прикладывать карту. Люди разные, и они пытаются по-разному сэкономить.

Директор ПАТП-1 Алексей КАРУЛИН:

— Мы получаем сравнительно небольшое количество жалоб от пассажиров. За месяц к нам обратились лишь два-три десятка человек. При этом ежедневно по электронным картам осуществляется 7 тысяч поездок. С просьбой вернуть деньги за двойное считывание с электронного билета к нам обратились всего 5 человек. Мы считаем, что это неплохие показатели для первого месяца полноценной работы новой системы. Конечно, есть технические моменты, которые нам еще нужно решить. Например, на четырех маршрутах нельзя воспользоваться билетами «15 поездок» и «30 поездок». Хотя это муниципальные маршруты, их обслуживают частные перевозчики. Переносной терминал, находящийся у кондуктора, пока считывает только электронные проездные.

Конечно, есть люди, которые не готовы к внедрению новой системы. В том числе и кондукторы. Но согласитесь, есть маршруты, которые перевозят 5 пассажиров в час, и наличие кондуктора на таких маршрутах не всегда оправдано. Система «Электронная Вологда» позволяет использовать разные тарифные планы в зависимости от времени проезда, позволяет делать бесплатную пересадку в течение 30 минут.

Кстати, «Электронная Вологда» — это всего лишь один шаг к введению универсальных электронных карт, еще скоро проезд можно будет оплатить с помощью сотового телефона. В любом случае мы надеемся устранить проблемы в ближайшее время, а пока готовы разбирать каждую жалобу индивидуально.

Автор:
Марина Чернова