Возить будет некому?

[Обзор прессы]

В областном автотранспортном профсоюзе виновником многих бед считают именно ушедшего с поста Дрончковского. | Фото пресс-службы ЗСО

В вологодском Союзе транспортников выражают мнение, что столь безответственного отношения чиновников к их отрасли не было никогда.

C начала апреля начальник областного Департамента дорожного хозяйства и транспорта Сергей Дрончковский был отправлен в отставку.

Произошло это на фоне тяжелейшей ситуации в отрасли. Объёмы перевозок снижаются, сборы падают, а долги у того же ПАТП-2 растут, как снежный ком. В результате сокращается число рейсов между райцентрами, но страдают обычные люди.

Отказался от приглашения

В областном автотранспортном профсоюзе виновником многих бед считают именно ушедшего с поста Дрончковского. «Он ни разу не провёл встречу с руководителями автотранспортных предприятий, ни разу не побывал ни на одном автопредприятии, — заявляет лидер профсоюза Юрий Тадлов. — В октябре прошлого года он, как и в предыдущие годы, несмотря на приглашение, не принял участия в праздновании нашего профессионального праздника. По-моему, это чётко показывает, как Сергей Михайлович относится к отрасли, которой он руководил больше трёх лет».

Пассажирские перевозки убыточны во всём мире, сокрушается Юрий Александрович. «Поэтому власти на местах должны их дотировать, — говорит он. — От этого зависит, сколько рейсов можно организовать в отдалённые уголки нашей области. А сейчас сложилась такая ситуация, что число рейсов сокращается и у людей всё меньше возможностей доехать не только от села до села, но и до районного или областного центра».

Деньги нужны не только на компенсацию затрат по организации заведомо убыточных рейсов в малонаселённые местности. Нужно ещё и автобусы ремонтировать. «Изношенность межрайонных автобусов составляет 85%, — рассказывает Юрий Тадлов. — А ведь доля автомобильного транспорта в пассажирских перевозках области составляет 97 процентов. Сбои в его работе грозят социальными взрывами. В Вашкинском районе внутрирайонное движение уже сейчас прекратилось полностью. Мы убеждены, что именно деятельность Дрончковского ударила по отрасли сильнее всего».

Изменилась ситуация и с автовокзалами в районах. ПАТП-2 перестало продавать билеты через их кассы, дабы уберечь себя от излишних издержек. В результате автостанции уменьшили объёмы продаж и вынужденно реорганизуются, как это происходит, к примеру, в Тарногском Городке. Автостанция, которая принадлежит местному перевозчику, в скором времени будет ликвидирована и продана частнику. «Сейчас автостанция сдаётся в аренду индивидуальному предпринимателю, — рассказывает председатель районного комитета по управлению муниципальным имуществом Екатерина Наволочная. — Он же осуществляет внутрирайонные перевозки. Всего он обслуживает три направления. И билеты в кассе он продаёт только на те линии, которые обслуживает. А вот вологодские перевозчики с 1 февраля отказались продлевать договор с автостанцией на продажу билетов». Теперь, чтобы уехать в Вологду, нужно покупать билет прямо в автобусе при посадке. И Тарнога — далеко не исключение.

Стулья есть, денег — нет

В первый же день после отставки Сергея Дрончковского в Законодательном Собрании области прошло рабочее совещание, посвящённое путям вывода отрасли из кризиса. Впрочем, как заявляет зампред областного парламента Алексей Канаев, это совпадение, и только. По его словам, работа по изучению транспортного обеспечения населения области началась ещё летом прошлого года. Решающая роль в этом процессе исходит от депутатов, подтверждает он.

По словам коммерческого директора ПАТП-2 Сергея Киселёва, в прошлом году убытки предприятия составили 11 миллионов рублей, а в этом планируется на полмиллиона больше. «Нынешний год — финансово провальный, — говорит он. — С маршрутов, которые мы считаем заведомо убыточными, мы ушли. Мы уже ушли из Липина Бора. На очереди Никольск, Кичменгский Городок, Великий Устюг».

Главной проблемой отрасли являются «серые» перевозчики. «По нашим расчётам, из-за них за последние пять лет отрасль потеряла две трети своих доходов, — говорит президент областного союза транспортников Олег Рылеев. — Если бы не это, многие перевозчики продолжали бы работать эффективно и не оставили бы тех маршрутов, на которых они начали терпеть убытки». Олег Ревокатович предлагает дать льготу по транспортному налогу для пассажирских перевозчиков, а также создать межведомственные рабочие группы из представителей силовых структур для борьбы с теневым транспортным бизнесом.

Директор учебного центра областного союза транспортников Борис Майоров говорит, что он со своими коллегами никогда не видел столь безответственного отношения со стороны областной власти к отрасли. «Всегда были проблемы, — рассказывает он. — И всегда у власти было желание искать и находить решение, выходить из тупиков. У нас сложилось впечатление, что сейчас в области преобладает «гайдаровская» позиция — «рынок всё расставит по местам».

Впрочем, в нынешней финансовой ситуации рассчитывать на лучшее не приходится. Как рассказал вице-спикер ЗСО Алексей Канаев, не следует ожидать, что на транспорт будут перекинуты какие-то средства из других отраслей. Ведь в этом случае придётся жертвовать финансированием здравоохранения или образования. Поэтому нужно искать пути решения проблемы, не рассчитывая на поддержку со стороны областного бюджета. В первую очередь, по его словам, необходимо обеспечить равные условия для всех перевозчиков.

Без комментариев

Так вышло, что никто из сотрудников Департамента дорожного хозяйства и транспорта не смог нам дать официальный комментарий по поводу сложившейся в транспортной сфере ситуации. Не удалось связаться и с самим Сергеем Дрончковским.

Как рассказал наш источник, близкий к департаменту, Сергею Михайловичу было трудно что-то противопоставить областным парламентариям. Бюджетная ситуация в области такова, что нужно было чем-то жертвовать для сокращения дефицита. Тем более, что государственный долг области тоже висит мёртвым грузом и особой радости не добавляет. Среди прочего, пожертвовали пассажирскими перевозками. Причём, по мнению нашего источника, это было меньшее из зол.

Между тем исполняет обязанности начальника департамента Александр Гуслинский, который до этого работал в Череповце заместителем директора МУ «Управление капитального строительства и ремонтов», а ранее — главным инженером «Череповецдорстроя».

Автор:
Владимир Пешков