Базар-вокзал

[Обзор прессы]

Уже были проекты перестроить автовокзал, сделать его современным, из стекла и бетона. Теперь вот идея с переносом. А вокзал как стоял на старом месте, так и будет стоять... | Фото из архива «Премьера

Городские власти получили предложение перенести автобусный вокзал в торговый центр «Рио».

Эта информация обеспокоила транспортников Вологодской области. «Существует такое предложение от инвестора, и оно вызывает ряд серьезных вопросов, главный из которых: а нужен ли этот перенос? Нам кажется, подобное предложение должно быть обсуждено в первую очередь с самими пассажирами», — говорит Юрий Тадлов, председатель Вологодской областной общественной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Примеры подобного сотрудничества известны в других городах. Например, в Иванове в ТЦ «Рио» на Кохомском шоссе находится автостанция, с которой отправляются автобусы «дальних» маршрутов: Москва, Чебоксары, Муром и т.д. Торговый центр в результате такого партнерства с транспортниками получает новых покупателей из числа пассажиров, которые, ожидая посадки, посещают торговые отделы, а город — современную автостанцию. При этом в Иванове отдельно от автостанции в ТЦ «Рио» продолжает функционировать автовокзал, принимающий большинство маршрутов, в том числе внутриобластных. Он находится в центре города на ул. Лежневской.

Для Вологды такая схема вряд ли будет удобной по нескольким причинам. Одна из самых серьезных: в нашем городе автовокзал находится рядышком с железнодорожным.

Пассажирам требуется лишь несколько минут, чтобы перейти с автобусной платформы на перрон нужного поезда. В том же Иванове автобусный и железнодорожный вокзалы разделены друг от друга. «Если же в Вологде перенести автовокзал в „Рио“, придется разрушить удобный для пассажиров механизм пересадки. С Окружного шоссе, через пробки им придется добираться до железнодорожного вокзала. Сколько это займет времени: час или два? Кто знает? Сейчас процесс перехода с вокзала на вокзал занимает считанные минуты, так зачем удобный порядок менять на неудобный?» — задается вопросом Олег Рылеев, президент Вологодского областного союза транспортников.

По словам Олега Ревокатовича, ни для кого из транспортников не секрет, что здание автобусного вокзала требует текущего и капитального ремонта. «Кроме того, оно не соответствует некоторым нормам о транспортной безопасности ФЗ № 16, в основном не обеспечены требования, касающиеся доступа на вокзал посторонних лиц», — пояснил Олег Рылеев. Современный автовокзал согласно требованиям законодательства по схеме должен напоминать аэропорт: зона досмотра, зона отдыха, зона посадки и т.д. должны быть отделены друг от друга. Такое разделение позволяет вовремя заметить подозрительных людей, посторонние предметы и тем самым предотвратить террористические акты, хулиганские выходки и т.п.

По оценке экспертов, сумма вложений в реконструкцию вокзала может составлять от 6 до 10 миллионов рублей. «Нужно ремонтировать и строить, а не пытаться решить проблему якобы более простым способом», — считает Юрий Тадлов. По его мнению, перенос автовокзала ничего не даст ни городу, ни торговому центру. «Большинство пассажиров, приезжающих из области, не обладают такими доходами, чтобы совершать покупки в дорогих отделах торгового центра, — говорит Юрий Александрович. — Наши пассажиры, как правило, люди с небольшими доходами. Но есть и еще целый ряд моментов. Например, кто-нибудь подумал, насколько надо увеличивать протяженность всех маршрутов по времени, чтобы добраться до Окружного шоссе? Это лишнее время водителям и кондукторам должно быть оплачено. Из каких средств? Это я озвучиваю только часть нюансов, на самом деле их больше». С ним согласен и Олег Рылеев: «Предприятия, осуществляющие перевозки, могут попросту потерять пассажиров, которые перестанут пользоваться неудобными маршрутами».

Местоположение торгового центра — отдельный вопрос. Поскольку автовокзал расположен в центре, сейчас до него можно легко добраться из любого уголка города (и наоборот). К примеру, чтобы доехать до микрорайона «Элма» от автовокзала, можно воспользоваться автобусами целого ряда маршрутов, останавливающимися на остановке «Зосимовская», а от нее придется пройти всего лишь один квартал. Чтобы добраться до вокзала из Бывалова или с улицы Дальней, существует автобус № 6, микрорайон ПЗ соединен с вокзалом троллейбусным рейсом № 1 и т.д. Но на данный момент с окраин не существует автобусных маршрутов до ТЦ «Рио». Кроме того, увеличение пассажиропотока в сторону Окружного шоссе — это тоже фактор, который потенциально может привести к возникновению новых автомобильных пробок.

Сейчас обе стороны обсуждения — городская администрация и администрация торгового центра — от комментариев по этой теме отказались, единогласно заявив, что вопрос находится всего лишь в стадии изучения.

«Нам кажется, что уже сейчас, именно на этапе „изучения“, а не после него, нужно привлечь к этому процессу самих пассажиров. Как вариант: напечатайте и положите на вокзале анкеты. Пусть люди сами решают, хотят они, чтобы автовокзал находился в торговом центре на Окружном шоссе, или нет», — предлагает Юрий Тадлов.

Автор:
Наталья Михайлова