Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий и Областной центр внешкольной (спортивно-массовой) работы находятся сейчас в одном помещении, но разместить создаваемый Центр допобразования предполагается в новом здании. | Фото Владимира Пешкова |
1 апреля в Вологде появится центр дополнительного образования детей, в котором объединятся сразу три уже существующих учреждения.
Ряд вологжан выступают против такого слияния, считая, что оно приведет к бюрократизации и развалу существующей системы. Между тем совсем скоро областной центр детского туризма, станция юннатов и центр спортивно-массовой работы объединятся в «Региональный центр дополнительного образования детей».
Напомним, что в августе прошлого года глава Вологды Евгений Шулепов обратился к губернатору с просьбой передать в муниципальную собственность здания, в которых расположены три этих учреждения. Но несколько тысяч вологжан подписали обращение с просьбой ничего не передавать: «Мы предполагаем, что город не имеет планов использования этих объектов по назначению, так как данные образовательные учреждения относятся к областным, соответственно, их финансирование не заложено в городском бюджете», — говорится в письме протеста.
Затем была создана комиссия при губернаторе, результатом работы которой стало решение о слиянии трёх учреждений в одно. Полномочия учредителя были возложены на Департамент образования, который уже объявил о конкурсе на замещение должности директора. На сегодняшний день есть два возможных кандидата — действующий директор БОУ ДОД «Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий» Татьяна Багулина и бывший директор МАУ «Центр содействия развитию предпринимательства и туризма» Илья Скляр. Оба они не готовы комментировать ситуацию до тех пор, пока не будут известны официальные результаты конкурса.
Через год забудут?
Точку зрения ряда работников объединяющихся учреждений выразил сотрудник Центра детско-юношеского туризма Владимир Слабодяник в одном из своих выступлений по областному радио. Владимир Анатольевич полагает, что основной функцией у учреждения станет информационно-методическая, а затем аналитическая работа. «Принцип такой в области, что мы напишем бумажки, и по этим бумажкам учителя возьмут и начнут ходить в походы, — считает он. — На сегодняшний день у нас эффективная рабочая организация. Около пятидесяти раз в год мы проводим областные мероприятия, мы работаем на детей области. Но работа не то чтобы будет свёрнута, нам не дадут работать, мы должны будем писать бумаги. Но кому нужны этим бумаги? Кто их будет читать? Год пройдёт, всё забудут и никому эти бумаги будут не нужны».
По словам Слабодяника, в центре туризма люди работают на голом энтузиазме. «Мы поработаем в выходные и праздничные дни с детьми, потом лезем на стройке на крышу и занимаемся промышленным альпинизмом, — рассказывает он. — Так мы зарабатываем не столько на организацию походов, сколько на то, чтобы вообще прожить. Ставка педагога на сегодня составляет пять тысяч двести рублей. Достойной зарплаты, в принципе, нет. Чем закончится реформа? Полным развалом. Мы не сохраним того, что имели, и не создадим новое».
Владимир Слабодяник сетует на то, что в целом молодёжью занимаются мало. «Мы уже лет двадцать как молодёжь упустили, и нам это аукнется, — размышляет он. — И сейчас окончательно отпустим. И неизвестно, в какой стране мы будем жить. А всё начинается снизу, с детей. Поднять какую-то промышленность без образования, без медицины, без здорового человека. Эффект будет лет через десять-пятнадцать, не раньше. Но он будет. Фундамент всего нашего государства, всей нашей промышленности, науки и культуры — вот он. А у нас уже сейчас говорят, что дети — это нерентабельно. Вот наша жила, наша национальная идея — это дети, их здоровье, их воспитание».
У страха глаза велики
Опасаться объединения учреждений не стоит, считает начальник управления общего и дополнительного образования областного Департамента образования Анна Микурова. Речь идет об исполнении постановления правительства. «Права и обязанности, а также виды деятельности будут, безусловно, сохранены, — рассказывает она. — Постановлением правительства перед новым учреждением поставлены глобальные задачи. На федеральном уровне, а затем на региональном была принята „дорожная карта“ по развитию системы дополнительного образования, как она будет развиваться как на уровне субъектов, так и на уровне федерации. Особое место теперь отводится обычным школам, которые ближе всего к каждому отдельному ученику».
У департамента на новое учреждение огромные планы, говорит Анна Викторовна. «Наша главная задача — это обеспечить доступность образования. Минобрнауки рекомендует создавать в регионах такие центры именно из этих соображений. Мы должны создать условия для школьников — обеспечить им возможность учиться по программам допобразования. Доступность дополнительного образования можно обеспечить только через работу на уровне школ».
«Я могу понять сомневающихся — ведь чего-то нового опасаются всегда, — размышляет Анна Микурова. — К тому же ситуация может быть раздута людьми, по какой-то причине не обладающими актуальной информацией. Наши же цели самые благие». В департаменте образования хотят сохранить опыт учреждений и приумножить его. Разумеется, у нового Центра не может быть трёх директоров или трёх главных бухгалтеров. Но абсолютно всем педагогам будет предложено перейти в новое учреждение. Целей уменьшения и сокращения мы не ставим.
26 марта будут подведены итоги конкурса на пост директора нового учреждения. Как заявляет Анна Микурова, именно новый директор определит его организационную структуру. Разместить Центр допобразования предполагается в другом здании.