Бессмысленно и беспощадно

[Обзор прессы]

Конфликт между детьми, а затем и их родителями разразился, когда воспитатель детского сада сдала девочек на руки пришедшим мамам и папам. | Фото Марины Черновой

Конфликт девочек в детском саду «Аленушка» перерос в уголовное дело об угрозе убийством.

«10 февраля прошлого года мы с моим гражданским мужем пришли в детский сад за пятилетней дочкой Аней», — рассказывает мама Светлана Уханова.

Кроме Ани, в группе оставалась Катя Полякова (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»), которая пришла в группу несколько месяцев назад.

«Катя привыкла быть лидером, и, видимо, она стала осваиваться на новом месте. А так как она достаточно активная и даже агрессивная, многих она либо поколотила, либо искусала. Одна девочка даже к травматологу обращалась. Мою дочку Катя как-то толкнула, и у Ани был сломан зуб», — делится женщина.

Первый раз прощается

Несмотря на сломанный зуб, Светлана и ее гражданский муж Алексей Виноградов не стали раздувать конфликт: «Это же дети! Понятно, что она не специально это сделала. Странно было, что родители Кати так и не подошли, не извинились. А ведь у Ани шла кровь, потом было воспаление…». Родители махнули рукой — все-таки зуб молочный, новый вырастет!

«А в этот раз мама Катю оставила одну в раздевалке, одеваться. А мы с Алексеем стояли рядом с дочкой. Катя, вместо того чтобы одеваться, бегала вокруг скамейки, всячески привлекая внимание… А затем вдруг бросилась на Аню и стала ее душить», — вспоминает Светлана. Супруг Светланы, наслышанный о том, как был сломан зуб дочки, оттащил Катю в коридор.

«Все это было на моих глазах. Он отнес девочку за плечи в коридор на безопасное расстояние. Потом Алексей поставил ее на пол со словами, что, если она будет продолжать в том же духе, это плохо кончится», — говорит женщина. Последние действия Алексея Виноградова видел свидетель, который спускался в это время со второго этажа. Он вмешался в ситуацию. Затем появилась бабушка Кати и потребовала от Виноградова, чтобы он не трогал ее девочку…

Из мухи — слона?

По сути дела, кроме родителей Ани, никто не видел, что произошло. «Когда к нам пришли сотрудники полиции, мы были в шоке, — говорят Светлана и Алексей. — За что подавать на Алексея в суд? Это была всего лишь самооборона, он вытащил агрессивную девочку в коридор! После конфликта 11 родителей нашей группы, которые уже настрадались от этого ребенка, написали заявление в управление образования, чтобы Катю перевели из нашей группы».

Но другая семья так не считала. После перепалки у детсада, когда обе стороны обменялись «комплиментами», Поляковы стали выяснять у дочки, что произошло. Судя по протоколу судебного заседания, 5-летняя девочка сообщила, что она стукнула Аню Уханову ладошкой по спине, а чужой дядя схватил ее за воротник, вывел в коридор, а там взял руками за голову и стал поворачивать в стороны: «Я испугалась и описалась». Позднее мама Кати отвезла дочь в травмпункт и написала заявление в полицию. Видимых повреждений на теле девочки не нашли, а врач травмпункта поставил диагноз, так как Катя жаловалась на боль в шее — ушиб шейного отдела позвоночника.

С каждой проверкой в этой истории появлялись новые подробности. Муха превращалась в слона! Дознаватель 1-го отдела полиции установила, что Виноградов «взял за ворот кофты девочку, вывел последнюю в коридор, обхватив ее руками за шею, при этом нажимал на нее, от чего последняя испытала затруднение дыхания». Дознаватель приняла решение возбудить уголовное дело в отношении Виноградова, в действиях которого, по ее решению, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренные статьей «Угроза убийством».

В ответ Виноградов написал заявление в полицию, что мать Кати угрожала ему убийством, заявляя, что «у мужа есть ствол, которым он воспользуется», но это заявление осталось без рассмотрения. Тем временем единственный свидетель Котов (данные изменены) от одной встречи в суде к другой сообщал версии, резко отличающиеся друг от друга. Участковому он говорил, что мужчина «держал маленького ребенка за плечи, потом схватил его за голову снизу и прижал ее». В мировом суде свидетель рассказал, что видел, как мужчина «удерживал потерпевшую девочку, тряс ее за плечи, давил рукой ребенку в область затылочной части головы и шеи».

На заседании областного суда 23 октября Котов сообщил, что Виноградов бил девочку и давил в область шеи, нанося удары ладонью или тыльной стороной. Проходит день, и показания Котова обогащаются: «Видел, что он долбил ее… Одной рукой придерживал, может, телом придерживал, а второй рукой бил в область шеи». Ударов было не менее 10 и в течение полутора секунд, говорит свидетель.

«Все это поражало нас до глубины души. Какие удары, где следы?» — возмущаются Светлана и Алексей нелепостями состряпанного дела. Кстати, когда судмедэксперты провели исследования, выводы были однозначными: «Диагноз ушиб шейного отдела позвоночника объективными данными не подтвержден».

Испортить жизнь

Алексея Виноградова защищал известный адвокат Олег Сурмачев, но и ему не удалось ничего сделать. В результате Алексей Германович, преподаватель и экономист, интересующийся политикой, был признан виновным в инкриминируемом ему преступлении. Однако вместо 300 тысяч рублей за нанесенный моральный ущерб, которые требовала потерпевшая сторона, судья присудила виновнику только 20 тысяч рублей.

Но самое главное — детский конфликт может испортить Виноградову карьеру, ведь уголовная судимость влияет на трудоустройство преподавателя. Поэтому Светлана Уханова и ее гражданский муж намерены биться до конца — они пишут жалобы по разным аспектам, в том числе и относительно всех членов семьи Поляковых, подают кассации и надзорные жалобы…

Представители детского сада характеризуют обе семьи с положительной стороны. Им кажется, что если бы Алексей Виноградов сразу извинился, то судебного процесса не последовало бы: «Мы уверены, что и вторая семья уже не рада, что начала этот суд. Конечно, Аня — спокойная девочка, Катя — более шустрая, на нее поступала устная жалоба. Но дети же разные! Мы не придерживаемся ни одной стороны, но считаем, что Алексею Германовичу не надо было трогать девочку, нужно было позвать ее маму.

Да, мы перевели Катю в другую группу для детей более младшего возраста, но по другой причине, не из-за ее агрессивности, а потому, что девочка боялась Алексея Виноградова, когда тот приходил за Аней. В данном конфликте можно понять интересы обеих семей, очень жаль, что все так получилось, потому что эта история негативно влияет на детей, на родителей и даже на детсад, который постоянно проверяют из-за того, что конфликт случился на нашей территории».

Автор:
Марина Чернова