Вологду Масленицей не испортишь

[Обзор прессы]

От редакции

Масленица — такой живой и такой народный праздник, что он, кажется, оживляет всё, что с ним соприкасается! И казённые мероприятия чиновников, и скучные общественные пространства. Вологда, столица главного масленичного продукта, уже второй год отмечает Масленицу с непровинциальным размахом и нестандартным художественным решением — в прошлом году это было колоссальное чучело Масленицы, сожжённое при невиданном стечении народа, в этом — не менее колоссальная деревянная горка на проспекте Победы. Объединяет эти две истории и количество критики, которое они вызвали в обществе, — тут и привычное возмущение по поводу «растраты денег на всякую ерунду», и опасения насчёт безопасности праздничных мероприятий для здоровья.

Северный кружок предлагает попытаться перевести дискуссию на другой уровень — поговорить о масленичной традиции в Вологде и её будущем, сделав упор на художественной стороне этого интереснейшего праздника. Мы попросили высказаться архитекторов главного проекта вологодской Масленицы — 2013 Светлану Попову-Знаменскую и Антона Мякишева.

Масленица — самый весёлый, разгульный народный праздни­к. Очень по-русски она органично совмещает явно языческие и христианские традиции, совпадая с Сырною седмицею православ­ного месяцеслова. Своё название масленица получила от того, что в этот период — последнюю неделю перед Великим постом, из трапезы исключается мясо, но ещё разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы — повод хорошенько погулять «напоследок»! Окончание зимы — проводы старого, отжившего, ветхого, и предчувствие весны — новой жизни, будущего плодородия — центральная тема праздника, основанного на природном цикле языческого времени. Во всех масленичных развлечениях, в том числе и в катаниях на горках, скрыто множество смыслов — кто-то найдёт языческие, а кто-то и фрейдистские. Точно установлено, что обычай есть блины связан с поминальным культом предков (Соколова В. К., 1979). Сегодня мы просто ходим в гости к родственникам на блины, а предков поминаем в Родительскую субботу накануне Масленицы. Для православных смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.

Ледяная горка в Санкт-Петербурге. 1788 г. Бенджамин Патерсен. Бумага, серые чернила, акварель, гуашь

Ледяная горка в Санкт-Петербурге. 1788 г. Бенджамин Патерсен. Бумага, серые чернила, акварель, гуашь

Масленичное празднество можно разделить на три части: начало недели — встреча Масленицы, четверг — разгул, или широкая Масленица, воскресенье — проводы. В понедельник и вторник дети с самого утра строили на улице снежные горы. В городах в эти же дни начиналось катанье на санях, из нескольких саней снаряжался поезд. На такие «съездки» в одном селе Вологодской губернии собиралось на круг от 600 до 800 лошадей! Во вторник повсюду устраивались качели («девичья потеха»), воздвигались «снеж­ные крепости». В среду все начинали лакомиться масленичными яствами. Девки и парни собирались в одном доме и плясали целые ночи. В четверг шёл самый широкий разгул — «запивались блины», съеденные ранее. Пятница (к тёще на блины) и суббота посвящены хождению по родне. Также в этот день разбивались построенные снежные крепости, устраивались кулачные бои, шли «стенка — на стенку», причиняя участникам нешуточный вред: переломанные ребра и выбитые зубы никого не удивляли. В прощёное воскресенье просят у всех прощения, а также прощаются с Масленицей, сжигая её чучело.

Горы на Царицыном лугу. К. П. Беггров. Горы на Царицыном лугу. Ок. 1823 г. Литография по рисунку К. Ф. Сабата, С. П. Шифляра

Горы на Царицыном лугу. К. П. Беггров. Горы на Царицыном лугу. Ок. 1823 г. Литография по рисунку К. Ф. Сабата, С. П. Шифляра

Светлана Попова-Знаменская
Почему мы решили строить именно горку? Потому что горка — это очень выразительный архитектурный центр Масленицы! Это была идея Снежаны Малашиной, она вообще стала режиссёром всего праздника. Центр ремёсел «Резной палисад», художественным руководителем которого является Снежана, разрабатывал всю концепцию, от программы гуляний до дизайна. Горки присутствуют на многих исторических изображениях Масленицы. Особенно впечатляющие — гравюры из Москвы и Питера. Они нас очень вдохновляли.
К Масленице до революции обязательно строили одну большую искусственную гору для всего города или деревни, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину, как и сейчас — спонсоры. Кроме главных, по улицам делали ещё много мелких горок, а для детей заливали лёд рядом с домом.
Когда мы работали, у меня перед глазами стояли сцены из «Сибирского цирюльника». Это мой образ России конца XIX века. Нам хотелось дать яркий визуальный образ месту праздника. Хотели сделать длинную горку на весь отрезок проспекта Победы от памятника Ленину до угла с улицей Батюшкова. Раньше у горок такие «хвосты» или, как их называли ещё, «улицы» были очень длинные — 100–140 метров (у нас «всего» около 40 метров). Обычно ставили две горки друг напротив друга, так что, съехав с одной, не нужно было долго идти назад, а можно было сразу забираться на противоположную.

Адмиралтейская площадь во время Масленицы. Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

Адмиралтейская площадь во время Масленицы. Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

Горка — это теперь как новое существо в городе, она меняет его облик. Большие горки были одним из главных центров праздника — это называлось «гулянье под горами», вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы. Теперь здесь тоже сформируется особое настроение, особая жизнь — здесь будут театрализованная программа с санями, запряжёнными лошадьми, которые будут по катать людей по проспекту Победы, в красивых деревянных ларьках будут продавать всякую всячину — настоящий живой праздник.

Масленичная горка в Вологде. Архитекторы: Светлана Попова-Знаменская, Антон Мякишев, конструкторы: Евгений Кабанов, Александр Федотовский. Фото: Светлана Попова-Знаменская

Масленичная горка в Вологде. Архитекторы: Светлана Попова-Знаменская, Антон Мякишев, конструкторы: Евгений Кабанов, Александр Федотовский. Фото: Светлана Попова-Знаменская

Часто мы слышим, что горку мол построили слишком поздно. Но ведь это масленичная горка! Катальные горы раньше начинали возводить примерно за одну-две недели до праздника. В этом процессе в основном принимали участие молодые незамужние люди обоего пола. А стояли горки долго — до Пасхи (то есть, 7 недель).

Вообще горку хотели ставить в декабре, но из-за разных проволочек, закончили только в феврале. Но мне кажется, удачно, что поставили на короткий срок. Доработаем и в следующем году соберём пораньше. Наверное, что-то сделаем с рукавами-лестницами. Сейчас у горки 4 входа — 2 вперёд и 2 назад, получается, назад — лишние, не используются и всё время закрыты в целях безопасности, чтобы пьяные не заходили.

Кстати, раньше горки тоже охраняли — молодые парни, пьяных не пускали (Соснина Н. Н., ссылка). Хотя раньше горки были куда более высокие (12–14 метров) и крутые, и скорость на длинном скате должна была развиваться огромная. Никто так не беспокоился о безопасности, это видно на старинных картинках. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге ещё в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем весёлым».

Эскизный проект башенки. Антон Мякишев

Эскизный проект башенки. Антон Мякишев

Антон Мякишев

В архитектуре мы ориентировались на исторические русские аналоги — старинные гравюры, а в декоре вдохновлялись проектами Ивана Ропета, его «русским стилем» конца XIX века. Хотели современные черты придать — обшить башню рейками наискосок с меняющимися интервалами, так чтобы создать активный ритм. Местами покрасить белым и красным. Но не получилось, наверное, из-за спешки. У нас сейчас тоже современный открытый конструктив из сосновых брёвен и досок, скреплённых болтами. Это сделано для того, чтобы по окончании праздника горку можно было разобрать, а в следующем году собрать снова. Разработка технологической и инженерной части почти целиком легла на конструкторов Евгения Кабанова и Александра Федотовского.

Проекты же XIX века делались на основе сруба. Зачастую это были внушительные сооружения, которые венчались башенками или беседками над площадками, с которых начинался спуск. В основе башенной части горы использовались 4 вкопанных вертикально высоких столба, от которых вниз, на наклонные слеги, полого начинали укладывать параллельно друг другу близкие по диаметру бревна. Всю конструкцию замазывали конским навозом и покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз проливали на морозе водой, создавая толстую ледяную корку на катальной поверхности (Соснина Н. Н., ссылка). Скат имел невысокие защитительные бортики. Мы планировали над спуском натянуть ленты, украсить его флажками и может быть, фонариками, даже обычными лампочками накаливания, они выглядят такими «тёплыми». Чтобы спуск смотрелся более лёгким и праздничным. Сейчас он несколько жестковато выглядит. А в целом интересно получилось — хоть и большой, конечно, масштаб для замкнутого пространства бульвара, на высоте площадки (8 метров) открываются неожиданные новые виды Вологды. Всего вместе с шатром высота около 12 метров.



S от редакции: от лица Северного кружка поздравляем всех с Масленицей, вместе с архитекторами заранее просим прощения, если что не так сделали, и увидимся на празднике в субботу и воскресенье в центре города, и конечно, на горке!

Текст при участии Константина Гудкова

Особая благодарность Снежане Малашиной и кинокомпании «Новая идея» за предоставленное видео

Афиша. Дизайн: Михаил Приёмышев

Автор:
Константин Гудков