На днях на закрытом от прессы совещании мэр Юрий Кузин обмолвился: цена на проезд в общественном транспорте будет повышена с 1 мая до 20 рублей за поездку. Эта новость провисела на одном из городских сайтов всего полчаса, потом ее убрали после настойчивых звонков из мэрии. Не последнюю роль в решении повысить стоимость проезда сыграл тот факт, что муниципальная автоколонна 1456 находится в весьма плачевном состоянии. Прибыли она не приносит — только убытки. Данные об обветшалости автобусного парка весьма разнятся. Сам глава города все время называет разные цифры. Средняя — 80%. При таких условиях предприятие не может развиваться, покупать новые машины, платить достойную зарплату работникам. И вот нашелся правдоруб из числа простых водителей АК № 1456. Его зовут Александр Захаров.
На странице мэра Юрия Кузина ВКонтакте Захаров написал целую, как это назвал сам глава города «аналитическую записку» о положении дел на предприятии. Мэр высказался так: «Проблемы, поставленные вами, — не надуманные. Я дал поручение внимательно их проанализировать и в кратчайший срок разработать конкретные предложения по улучшению ситуации в автоколонне. Контролировать эту работу будет мой первый заместитель Александр Шевелев».
Что же такого написал Александр Захаров? Вот его основные тезисы. В частности есть и ответ на то, почему частные автоколонны возят за 16 рублей и получают прибыль, а АК № 1456 нет.
«Слишком раздуты штаты. Заместители директора, 20 бухгалтеров, 3 юриста, начальник, начальник, начальник, начальник, начальник, начальник, начальник... и все это на такое небольшое предприятие! И у всех астрономические оклады. Все так заняты, что им хватает времени пить чай с пирогами в рабочее время. Я же в свою очередь не могу даже, извините меня за выражение, сходить по нужде. Причем заработная плата конторского работника в разы больше зарплаты водителя. 50 лет назад не было персональных компьютеров, программы 1С и других облегчающих работу средств и контора все успевала делать меньшим штатом сотрудников! Контора и „рабочий класс“ как две разных планеты», — пишет Захаров.
В телефонном разговоре со мной Александр Захаров подтвердил, что, на его взгляд, все так и есть. Еще он обращает внимание на причины слишком маленькой зарплаты: «Реальное повышение заработной платы было
Я расскажу последовательность событий, которая происходит при наказании человека. В автоколонне № 1456 действует сдельно-премиальная форма оплаты труда, примерно 50/50 плюс районный коэффициент. Когда человека лишают премий остается только сдельная часть (40 рублей в час) и районный коэффициент, который становится меньше в два раза. В итоге человек понимает, что за отработанный месяц
Не остались в стороне от строгого взгляда Александра Захарова и технические проблемы.
«Автобусы ежесуточно сжигают огромное количество солярки, — пишет он. — Расходы на дизельное топливо — это основная статья расходов предприятия. Начальство делает жалкие попытки сократить его расход: перепрошивают «мозги», после чего автобус вообще не едет. Пока доедешь до светофора, тот погаснет. У водителя возникает одна проблема — как бы вовремя добраться до конечной. Или пишут в путевом листе: «Товарищи водители, возвращаясь в гараж, двигайтесь одним маршрутом в целях экономии солярки». При нашем расположении улиц, какая разница, как я поеду? Директор автоколонны в интервью говорит: «Дело в том, что многие маршруты специально создавались городом для частных перевозчиков. И они работают только на прибыльных маршрутах. Мы же обязаны работать и на заведомо убыточных маршрутах чтобы обеспечить горожан общественным транспортом внутри города». Но кто ему мешает пересмотреть графики и немного изменить маршруты?
Предлагает Александр Захаров и подумать над изменением некоторых маршрутов. Он считает их «крайне не продуманными».
«Предприятие просто напросто бездумно прожигает топливо. Можно сократить количество автобусов (особенно в вечернее время) путем пересмотра графиков. Промежуток между транспортными средствами после 20.00 приблизительно
Касается Захаров и технического обслуживания автобусов. По его словам, в частных автоколоннах проводят ТО два раза в месяц. Что касается автоколонны № 1456, то здесь «Проводят ТО1 и ТО2. ТО1 проводят каждые 5 тысяч километров, это приблизительно раз в месяц. В перечень входит проверка масла и замена лампочек. ТО2 проводится приблизительно раз в
Еще из проблем, озвученных Захаровым, это несвоевременный и некачественный ремонт. Большинство ремонтов производится уже после того, как автобус сломался. «Подведу итог сказанного: автоколонна № 1456 закупает некачественные дешевые запчасти, которые бесконечно меняют, или перебирают. Неужели нельзя подобрать такие запчасти, которые бы не требовали повторного ремонта? Мало того, что запчасти некачественные, еще и меняют их недобросовестно», — считает Александр Захаров.
По его мнению, в автоколонне не продумана система организации труда.«Почему-то частники, имея 20 автобусов (причем очень хороших автобусов), живут припеваючи, а автоколонна № 1456, имея 200 автобусов, еле-еле сводит концы с концами. Смирнов В.И. рапортует, что на балансе предприятия старый, изношенный парк. Но автобусы марки ЛиАЗ это не старый парк. Я должен приходить на работу на час раньше, чтобы завести автобус и мне это время не оплачивается. В двигатели заливается самое дешевое моторное масло, а ведь за счет масла работает вся топливная система (насос-форсунки, исполнительные клапаны) и поршневая. Состояния насос-форсунок напрямую зависит от качества масла. Разрывные смены, большие обеды. Есть выходы маршрутов, работая по которым человек приходит на работу в 5 утра и уходит домой в 9 вечера! Время, которое человек находится на работе 16 часов, но оплачивается около 9, так как разрыв 5 часов. Где я должен шататься это время, если живу в другом конце города?Два обеда почти по два часа. Зачем мне столько времени? Чем мне заняться? За эти 4 часа мне никто не заплатит. Почему нельзя составить нормальные графики»?
Вот такой крик души одного из водителей автоколонны 1456. Причем сам Захаров говорит, что мэр обратил на его предложения внимание только после записи в социальной сети. Дескать, еще до Нового года он подавал в мэрию записку на 9 страницах, но ответа на нее так и не получил. И только теперь дело сдвинулось с мертвой точки.
Вывод, который можно сделать из всего написанного выше: у автоколонны есть проблемы. И проблемы серьезные. Насколько серьезно мэрия отнесется к «аналитической записке» Александра Захарова, думается, мы узнаем уже скоро. Пока же единственным реальным откликом на положение дел в автоколонне явилось предложение повысить стоимость проезда сразу до 20 рублей.