Прерванный полёт

[Обзор прессы]

Впервые сбежать из фашистского плена на угнанном вражеском самолёте в годы Великой Отечественной удалось Николаю Лошакову, начинавшему службу в секретном запасном авиаполку в городе Кадникове. Однако за этот подвиг лётчика, впоследствии послужившего прототипом главного героя кинофильма «Чистое небо», посадили в воркутинский лагерь «за измену Родине».

Слева - курсант Краснодарской школы лётчиков-истребителей Николай Лошаков в июне 1941 года (Фото с сайта wikimedia.org). Почти 40 лет прожил Лошаков в Воркуте. В Краснодарский край он вернулся лишь незадолго до своей смерти. А 14 февраля 1984-го героя сразил инсульт. (Фото с сайта trizna.ru)

Он успел отсидеть два года из трёх и был освобождён — со снятием судимости — лишь после Победы, в августе 1945-го. А вот его напарник по побегу, получивший 20 лет лагерей, так и остался за решёткой до 1951 года...

Известно по крайней мере десять случаев побега из плена на угнанных самолётах за годы Великой Отечественной. Справедливости ради стоит сказать, что все герои, приземлившись на советской территории, тотчас же были арестованы, лагерного срока не избежал никто. И лишь один из них — Михаил Девятаев — после реабилитации, в 1957 году, был удостоен звания Героя Советского Союза (подробно о побеге Девятаева «Премьер» рассказал в публикации «Сбежавший из ада» в номере от 7 мая 2019 года).

Нисколько не умаляя мужество Девятаева, заметим, что его побег в десятке уникальных воздушных побегов значится лишь седьмым — свой подвиг Девятаев совершил уже в победном 1945-м. А первым, кто отважился на такой дерзкий шаг, был 19-летний уроженец Краснодарского края Николай Лошаков, младший лейтенант 14-го гвардейского истребительного полка.

Путь Николая в небо начинался в Кадникове.

СЕКРЕТНЫЙ ПОЛК
Родившийся 17 декабря 1923 года в семье крестьянина-середняка, Николай Лошаков в юности перед самой войной, в апреле 1941 года, получил удостоверение пилота в аэроклубе и с мая продолжил обучение по специальности «лётчик-истребитель» в Краснодарской военно-авиационной школе пилотов. Окончил учёбу 30 мая 1942 года в звании сержанта. А в июне Лошакова переводят в запасной авиаполк, базировавшийся под Вологдой — в Кадникове.

В предвоенные годы этот старинный русский городок (по переписи 1939 года в нём было всего-то 13 кирпичных домов, 360 деревянных и порядка 1500 жителей) не имел никакого отношения к авиации. Весной 1941 года поля между Кадниковом и деревнями Ерденево, Филяево и Лопатино были засеяны рожью, пшеницей и, для эксперимента, гречихой. Но в июле 1941 года, когда хлеба ещё не дошли, колхозники вдруг получили приказ убрать незрелый урожай на корм скоту. Тогда ещё никто не знал, что на этом месте будет аэродром...

Заправка самолёта 27-го авиаполка на аэродроме в Кадникове. Всего авиаполк за 11 месяцев своего существования обучил 315 лётчиков и более 600 техников и механиков. | Фото с сайта sokolmuzey.ru

А тем временем из Архангельска на станцию Сухона, что в Соколе, стали поступать в контейнерах разобранные американские самолёты марок «Коб­ра» и «Томагавк», а также вооружённые пулемётами тихоходные английские «харрикейны». Собирали их на окраине Сокола, у деревни Ершово.

Иностранные самолёты потребовали переобучения лётного состава. Для этой цели и разбили аэродром в Кадникове, где с осени 1941-го по октябрь 1942-го разместился специально созданный 27-й запасной авиаполк. Туда-то и командировали Лошакова.

Увы, иностранная техника оказалась ненадёжной: несколько американских самолётов потерпели аварию, погибли три лётчика. К счастью, Николая Лошакова эта участь миновала и, постажировавшись в Кадникове всё лето, в сентябре он благополучно отбывает в действующую армию под Ленинград.

ВЕТЕР-ПРЕДАТЕЛЬ
...Это был 121-й боевой вылет младшего лейтенанта Николая Лошакова. В паре с другим лётчиком 27 мая 1943 года ему предстояло ликвидировать два немецких самолета, корректировавших артиллерийский огонь по Ленинграду.

Вот как сам Лошаков впоследствии описывал, что затем произошло: «Я был тяжело ранен в левую руку и ногу. Самолёт, изрешечённый пушечно-пулемётным огнём фашистов, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своей территории и выпрыгнуть с парашютом с горящего самолёта, но сильно дувший встречный ветер отнес меня в окопы фрицев...»

Тяжелораненого пленника фашисты отправили в прифронтовой госпиталь, дислоцировавшийся в деревне Войтолово. Потом перевели в лагерь для военнопленных № 140, где Лошаков задумал свой первый побег вместе с пленными лётчиками Геннадием Кузнецовым и Михаилом Казаковым. Но кто-то их выдал, после чего всех разбросали по разным лагерям.

В Рижском лагере Лошакова (заключенного № 3264) стали усиленно обрабатывать, и в итоге он дал согласие сотрудничать с немцами, преследуя при этом лишь одну цель — при первой же возможности бежать к своим. «Перевербованного» отправили работать на запасной аэродром у озера Горохового, около города Острова, где Лошаков вскоре познакомился с заправщиком немецких военно-транспортных самолётов, бывшим сержантом бронетанковых войск Иваном Денисюком. Вместе они решили перелететь линию фронта на немецком самолёте-связнике. Денисюк, имевший доступ к самолётам, стал запоминать расположение приборов в самолёте, потом стащил из бани немецкую форму и спрятал её в придорожных кустах...

Немецкий самолёт Fi-156 Storch (в переводе «Аист»), на котором сбежали Лошаков и Денисюк. | Фото с сайта modelistam.com.ua

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ
Улучив момент, 11 августа 1943 года Лошаков и Денисюк забрались в кабину немецкого «шторьха» и успешно взлетели. В первый момент никто на аэродроме даже не обратил внимания на взлетающий самолет. Очухавшись, немцы открыли шквальный огонь по улетающей мишени, но время было уже упущено. Однако Лошакова ранило, и он не смог дотянуть до Тихвина самолёт, получивший пробоины в 9 местах. Пролетев более 400 километ­ров, приземлились на поле у деревни Бритино Мало-Вишерского района Новгородской области.

Председателю местного колхоза, а потом и представителям военной контрразведки беглецы в деталях рассказали об обстоятельствах своего дерзкого побега. Но им не поверили...

12 августа 1943 года Лошаков и Денисюк были арестованы. В ходе допросов с применением мер физического воздействия Денисюка через несколько дней «сломали»: он «признался» в измене Родине. Но Лошаков оказался крепким орешком и ничего подписывать не стал. 4 декабря 1943 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило Денисюка к 20 годам каторжных работ, а Лошаков был направлен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года.

12 августа 1945 года, на год раньше срока, Лошакова освободили от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости. Он остался в Воркуте, устроился авиамотористом в авиаотряд комбината «Воркутауголь», а вскоре был назначен на должность начальника центрального аэропорта авиа­отряда.

В 1961 году на экраны страны вышел фильм Григория Чухрая «Чистое небо» о судьбе и подвиге лётчика Алексея Астахова (играл актёр Евгений Урбанский), но мало кто знает, что прототипом главного героя был Николай Лошаков. | Кадр из фильма

ЦЕНА ПОДВИГА
В 1960 году на Ленинградской студии кинохроники сняли фильм о под­виге Лошакова и Денисюка, в 1985-м в издательстве «Детская литература» была выпущена книга «Взлёт», повествующая об этой истории.

Одно только странное обстоятельство объединяет и книгу, и документальный фильм — ни слова о том, что ждало беглецов на Родине...

А закончилась эта история тем, что в марте 1961 года главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР Константин Вершинин, который вручал звезду героя Девятаеву, пригласил Лошакова в Москву, объявил благодарность и презентовал... охотничье ружьё. 

На большее бывший «изменник Родины» рассчитывать не мог.

Автор:
Алексей Кудряшов
Источник:
Премьер