На чужой каравай-3. В Великом Устюге под арест посадили руководителя колхоза после стычки с «чёрными лесорубами»

[Обзор прессы]

Мужчина долгое время боролся с рубками леса на землях своего сельхозпредприятия. Когда он поймал злоумышленников с поличным, те написали на него заявление в полицию. В итоге под арес­том сидят не «чёрные лесорубы», а он — владелец украденной древесины.

Предпринимательское сообщество Великого Устюга возмущено, по словам отдельных его представителей, люди готовы в любой момент выйти на митинг. Пока же пишут открытое письмо — в защиту не только своего коллеги, но и против бездействия властей: «чёрные» рубки идут на территории целого ряда сельхозпредприятий, и никто ничего с этим поделать не может.

ПРОБЛЕМНЫЕ ПЯТНА

В Великоустюгском районе почти до крайности обострился конфликт как рядовых местных жителей, так и руководителей сельхозорганизаций с «чёрными лесорубами». Нужно понимать, что леса могут находиться не только в государственном фонде, но и на любой другой территории — они могут быть и в собственности муниципалитетов, и в собственности любого предприятия. Они могли там расти и в советское время, и появиться уже в 1990-е или 2000-е, когда часть земель была заброшена. Часто леса, растущие на сельхозземлях, называют «белыми пятнами», поскольку эти территории по разным причинам могут выпадать из сферы правового регулирования.

Но наш случай особый. «В совхозе в течение нескольких лет вырубали лес на его землях сельхозначения, все территории поставлены на кадастровый учёт. Директор несколько раз обращался в прокуратуру и полицию, но правды добиться не смог. Там рос лес из смешанных пород — преимущественно хвойные породы. Рубить осину нет никакого смысла, «шкурка выделки не стоит», — рассказывает собеседник «Премьера», в деталях знакомый с ситуацией. — Когда-то это были колхозные леса, но считались они землями сельхозназначения, а не землями лесного фонда».

Нельзя сказать, что власть не пытается сделать совсем ничего. «Руководство района создало комиссию по этой ситуации. Комиссия заседала на той же неделе, когда [Силинского] (фамилия изменена. — Прим. ред.) арестовали, в нём участвовали и представители силовых структур, чтобы выработать хоть какой-то механизм противодействия. Кто рубит, известно, но фактически им никаких препонов поставить не могут», — рассказал информированный собеседник.

Местные жители недовольны, как реагируют на происходящее правоохранительные органы и органы власти, отмечают собеседники «Премьера»: «Рубят чуть ли не в промышленном масштабе средь бела дня, не скрываясь. В одном из отказов в возбуждении уголовного дела по факту одной из рубок было указано, что невозможно установить, на чьей земле был причинён ущерб». Другая проблема в том, что если земельный участок официально оформлен на организацию, то того же требуют и относительно растущего на нём леса. «Но это абсурд: если что-то растёт на земле собственника, то оно по умолчанию является его собственностью», — говорит другой собеседник.

ДНЕВНОЙ ДОЗОР

Инцидент, произошедший в первой половине дня 4 декабря, стал результатом многомесячного противостояния. Случай произошёл в колхозном лесу на юге Великоустюгского района. «Премьеру» известно имя мужчины, который поймал на землях своего сельхозпредприятия бригаду «чёрных лесорубов» из трёх человек. По просьбе наших собеседников мы его имени не раскрываем.

«В начале декабря прошлого года в один из дней он застал эту бригады за делом прямо на месте рубки уже в третий раз. Всего их было трое. Один из участников этой бригады пытался сбежать, выпрыгнул из трактора, сломал ногу, — рассказали «Премьеру» два собеседника, посвящённых в подробности инцидента. — В результате гражданин написал заявление в полицию, указав, что обвиняемый его избил. Мы воспринимаем заявление человека, который занимается этой рубкой, как спланированную акцию, чтобы, находясь под стражей, он не мог помешать вести им свою противоправную, как мы считаем, деятельность».

Задержали Силинского 21 января. «Его вызвали в полицию, он был уверен, что его ждут, чтобы он дал объяснения по декабрьскому инциденту с лесорубами. Пришёл он при всём параде, в костюме, в галстуке, с документами. Там ему надели наручники и задержали», — рассказал «Премьеру» знакомый Силинского. После этого трое суток мужчина провёл в СИЗО, а затем его поместили под домашний арест до 28 февраля. Как сообщили «Премьеру» в объединённой пресс-службе судов Вологодской области, постановление суда о домашнем аресте обжаловано не было.

«Якобы он нанёс потерпевшему тяжкий вред здоровью. Но ведь человек защищал, грубо говоря, «свою грядку», а в итоге оказался виновным — это же абсурд!» — продолжает знакомый Силинского. Его обвиняют по ст. 111. ч. 2. п «З» — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» (до 10 лет лишения свободы).

Надо отметить, что несколько лет назад Силинский попал в ДТП, никак не связанное с его нынешними неприятностями. В результате полученных травм ему необходимо постоянно пить лекарства. В СИЗО ему вызывали скорую помощь. 27 января во время домашнего ареста очередная бригада скорой увезла его в больницу, где он находится по сей день. По информации «Премьера», врачи запретили ему участвовать в следственных действиях, пока состояние здоровья не нормализуется.

«Сейчас он лежит в больнице, у него очень плохое самочувствие. Всё произошедшее его сильно потрясло, и именно это стало причиной обострение старой травмы. Он не может принимать участия в следственных действиях. Поэтому, насколько известно, он пока не давал официальных показаний. Но он адекватно воспринимает серьёзность положения, в котором оказался», — подчеркнул собеседник «Премьера».

«Поражены все, многие называют происходящее беспределом, — говорит местный предприниматель. — Сообщество неравнодушных граждан готово вынести ситуацию в публичное поле, пишут открытое письмо, готовы выходить на улицу с плакатами, думают о митинге. Речь идёт не только про этот случай, ситуация с этими рубками касается всего района, многих хозяйств. Это же земли сельхозназначения, и всё, что на них растёт, по логике вещей, является имуществом предприятия!»


КОММЕНТАРИЙ

Николай Суковаткин, бывший сотрудник центрального аппарата МВД, подполковник в отставке:

«Этот вопрос ни лесное, ни уголовное, ни земельное законодательство почти никак не регулирует, и людей, которые занимаются подобными рубками, в настоящее время можно привлечь только к административной ответственности. Можно попытаться доказать, что имело место хищение имущества, но зачастую и это сделать очень непросто. Но одно уголовное дело по хищению в Великоустюгском районе уже есть, хотя до приговора дело не дошло. Будем надеяться, что оно станет прецедентом, и проблема сдвинется с мёртвой точки, а проблема «белых пятен» в итоге будет урегулирована».

Автор:
Владимир Пешков
Источник:
газета "Премьер"