Союз музеев России в ближайшее время обсудит возникшие разногласия Кирилло-Белозерского музея-заповедника с Русской православной церковью из-за объектов культурного наследия, которые при передаче будут приспособлены для монастырской жизни и могут утратить аутентичность. Об этом рассказал ТАСС президент союза, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
"Проблема возникает не только у Кирилло-Белозерского музея, точно такая же проблема стоит сейчас во Владимире, в Суздале, это очередной раз, когда нам нужно искать некий компромисс. У нас есть своя позиция, она такова: музеи и церковь во многих вещах занимаются близким делом, ссориться им ни в коем случае нельзя, потому что будет плохо и тем, и другим. У нас есть в Союзе музеев России специальная комиссия по взаимодействию с религиозными организациями, такая же комиссия есть в Министерстве культуры. В ближайшее время будем обсуждать эти вопросы и предлагать, как сделать так, чтобы не ссориться", - сказал ТАСС Пиотровский.
Он отметил, что для выхода из спорных ситуаций есть самые различные рецепты. К примеру, в храмах на территории Новгородской области свечники стоят снаружи - это предложение музеев, потому что нельзя жечь свечи в храмах, где есть фрески. "Церковный и музейный режимы совместимы, если на то есть добрая воля - это самое главное. Ни о чем нельзя говорить категорично, категорично требовать что-либо нельзя", - сказал президент Союза музеев.
История вопроса
Как рассказал ТАСС генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов, до недавнего времени у музея были идеальные отношения с церковью. Музей располагается в объектах религиозной недвижимости - это Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь и церковь Ильи Пророка на Цыпино. В 1988 году храмы с Надвратной церкви Ферапонтова монастыря были переданы в пользование сельской православной общине. В 1995 году был передан Ивановский монастырь - Ивановская часть Кирилло-Белозерского монастыря.
Позже монастырю была отдана церковь Кирилла в Кириллове, в котором находятся мощи преподобного Кирилла, и там совершаются регулярные богослужения. Несколько лет назад были подписаны договоры с приходом в Ферапонтове и с монастырем в Кириллове, по которым в теплое время года на воскресные и праздничные богослужения предоставлялся в Кириллове Успенский собор - главный храм монастыря, а в Ферпонтове - церковь Мартиниана. "То есть в данном случае слово Божие в монастырях звучит и то, о чем говорил патриарх Кирилл, когда был в Кириллове, - о необходимости понимания духовных основ искусства, которое лежит в основе и тех росписей в Ферапонтове, икон, всех архитектурных ансамблей - безусловно, мы давали возможность это увидеть", - сказал Шаромазов.
О сути претензий
В июне этого года музей получил уведомление от Ферапонтовского прихода, который просит передать ему Надвратные церкви и прекратить оперативное управление музея. Однако входные ворота Надвратных церквей - это единственный вход на территорию ансамбля, сообщил Шаромазов.
Чуть позже он получил письмо-уведомление от игумена монастыря в Кириллове отца Анастасия, что монастырь хотел бы получить стены, окружающие Ивановский монастырь. "Окружающие Ивановский монастырь стены находятся в остро аварийном состоянии. Поэтому ранее было решено, что стены остаются за музеем, и именно музей несет ответственность за их состояние и реставрацию", - сообщил гендиректор музея.
В июле музей получил письмо-уведомление от митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия о том, чтобы передать РПЦ в Ферапонтове церковь Мартиниана и Казенную палату, а в Кириллове - братские кельи. При этом в кельях находятся все жизненно-важные структуры музея: одно из фондохранилищ, реставрационные мастерские, кабинеты всех сотрудников музея, здесь проживает одна семья, пост охраны и находится кочегарка, которая отапливает весь комплекс, в том числе и действующий монастырь. То есть при передаче РПЦ братских келий музей лишается возможности существовать дальше.
В свою очередь Казенная палата в Ферапонтове, которая предназначается для проживания братии - это уникальный памятник гражданской архитектуры XVI века: здесь хранилась монастырская казна, изначально холодное помещение, в котором нет никаких коммуникаций и нельзя менять его назначение. А церковь Мартиниана - это центральный комплекс монастыря, имеющий общую стену с Рождественским собором, и имеются данные, зафиксированные приборами, что постоянные богослужения в церкви Мартиниана приводят к изменению температурно-влажностного режима в соборе, что может привести к губительным последствиям для фресок. "Церковь чрезвычайно важна в жизни нашего государства и народа, но Ферапонтов монастырь - единственный уникальный памятник, сохранивший роспись Дионисия, аналогов которому нет в русском искусстве. Перед нами - обществом и страной - стоит задача сохранения этого уникального памятника", - отметил руководитель музейного комплекса.
Примеры мировой практики
По его мнению, при игнорировании музея, в случае его закрытия доступность к уникальным памятникам станет минимальна. "Если мы возьмем православную Грецию, то все памятники до XV века в собственности государства, в Чехии все памятники принадлежат государству. Кирилло-Белозерский музей-заповедник - это уникальный памятник в истории не только русского христианства, но вообще всего христианского мира, потому что это самый крупный христианский монастырь. Шестнадцать монахов, которые живут сейчас в Кириллове, не смогут содержать весь огромный комплекс. Поэтому необходим компромисс, я надеюсь, мы его найдем", - сказал ТАСС руководитель музея-заповедника.
По его данным, за последние четыре года в реставрацию объектов музея вложен почти 1 млрд рублей. Однако объекты нужно и дальше содержать, поддерживать температурно-влажностный режим, чтобы сохранить древние здания, иконы и фрески.