Несмотря на документы и доказательства, что вместо Героя Советского Союза Алексея Артамонова в Вологодской области чтили полного тезку, который грабил поезда и хлебные магазины, мемориальная доска с его именем так и остается на фасаде школы №1.
Причина, как объясняют педагоги, — отсутствие официальных документов и разрешения от вышестоящего начальства.
«Премьер» решил получить «отмашку» на работу над ошибками и помочь учебному заведению. Тем более что именно благодаря его педагогам началось расследование, целью которого было стремление выяснить, а действительно ли летчик Алексей Артамонов является вологжанином.
Напомним, к исторической ошибке, в которую поневоле оказались вовлечены сразу несколько областных учреждений, привело полное совпадение имени, отчества и фамилии вологодского и свердловского Алексеев Алексеевичей Артамоновых, неразбериха в архивах и безоглядное стремление чиновников чествовать героев войны, не разобравшись в противоречивых фактах.
В статье «Роковая ошибка», которая вышла в феврале 2017 года, «Премьер» рассказал о недавно изданной книге писателя-крае-веда Владимира Перепеченко «История с двойником Героя». Автор доказал, что Герой Советского Союза Алексей Артамонов, одним из первых совершивший таран в начале Великой Отечественной войны, — уроженец Свердловской, а не Вологодской области.
Перепутаница
Свердловский Алексей Алексеевич Артамонов родился 11 (24) января 1916 года в селе Шайтанка. Он — младший лётчик 168-го истребительного авиационного полка Южного фронта, лейтенант. В Красной армии — с 1939 года. 30 июля 1941 года лейтенант Артамонов погиб, а 27 марта 1942 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Семья жила в московском Кунцеве, на этот адрес пришла похоронка, а позже и грамота Героя СССР.
Вологодский Алексей Алексеевич Артамонов, как установил писатель Владимир Перепеченко, родился 12 (25) марта 1917-го. Место рождения — деревня Шеино неподалеку от Вологды.
Сам Алексей — сын зажиточного крестьянина, которого дважды осудили за «контрреволюционную деятельность», то есть за агитацию против вступления в колхозы.
Из справки УФСБ по делу отца ясно, что вологодский Алексей в 16 лет связался с ворами и был осужден за хулиганство. Он участвовал в кражах и ограблениях хлебных магазинов Вологды в 1933-1934 годах, нападал с ножом на девушку. Первый срок, который Артамонов отбыл в лагерях, его не остановил: воровство продолжилось. Освободили Алексея только в 1937 году. Нет совершенно никаких доказательств, что вологжанин воевал, как и где он жил. Даже по фото видно, что уроженцы Шайтанки и Шеино — это два разных человека!
Как считает краевед Перепеченко, путаница могла начаться после того, как запрос из Президиума Верховного Совета СССР поступил в вологодский облвоенкомат. Чиновники не знали, что родители свердловского Артамонова умерли. А вот мама вологодского Алексея не только отозвалась на зов, но еще и в ноябре 1942 года обратилась к председателю Михаилу Калинину с просьбой назначить ей пенсию как матери Героя. Женщина подробно описала бедственное положение в семьях других ее детей. Просьбу вологжанки удовлетворили и назначили ей сначала 150, а затем 300 рублей в месяц. При этом Артамонова получала еще и персональный паек. До сих пор неясно, знала ли мать истинную судьбу своего сына — в 1952 году она умерла.
Школьные дела
Ошибка, размноженная архивами, Книгами памяти Вологодской области и Вологодского района, мемориальными изданиями, повлияла на масштабы чествования Алексея Артамонова. Пионеров гоняли в ежегодные памятные походы к деревне Шеино, которую даже хотели переименовать в Артамоново, имя «героя» было высечено на обелиске в Кировском сквере Вологды, а портрет рецидивиста нанесли на гранитный памятник на Аллее Славы в поселке Майском.
Родственники настоящего Артамонова благодаря Интернету удивлялись активности вологжан. Они добились того, чтобы фамилию Героя убрали с памятника в сквере. Но так как в большинстве наших местных изданий Алексей Артамонов значился вологодским Героем Советского Союза, тиражирование ошибки продолжилось.
Например, в вологодской школе №1 и школе Ермаково в рамках федерального проекта, приуроченного к 70-летию Победы, руководитель Вологодского объединения поисковиков Александр Метелкин с чиновниками правительства установили памятные доски с надписью: «В нашей школе учился Герой Советского Союза Артамонов Алексей Алексеевич, летчик». И это было сделано, несмотря на то, что никаких доказательств того, что Артамонов был учеником этих школ, нет и не было!
Официальные процедуры
Всего по стране Российским военно-историческим обществом было установлено 1200 памятных досок. И, казалось бы, что проще: взять и снять две доски, а потом перевезти их туда, где действительно учился летчик-герой Артамонов — в город Белогорск Амурской области, где Алексей окончил 5 классов, и в московскую школу №97?.. Но не тут-то было.
Как выяснил «Премьер», именно директор вологодской школы №1 Ирина Смирнова и руководитель школьного музея Татьяна Чернышова передали обращение родственников свердловского Алексея Артамонова поисковику Александру Метелкину и бывшему ученику, писателю Владимиру Перепеченко, с просьбой разобраться, является ли знаменитый летчик вологжанином. «Мы тоже направили запросы, но так как мы — не родственники, некоторую информацию нам открыть не могли», — рассказывают в школе.
Сейчас, по словам Ирины Смирновой, внутри школы №1 информацию о подвиге Алексея Артамонова убрали: «А с фасада нашей школы снимать мемориальную доску я не имею права. Во-первых, это — не мое имущество, оно даже на балансе у нас не стоит. Во-вторых, чтобы что-то снять или, наоборот, повесить, нужно решение специальной комиссии. Нужно пройти официальную процедуру! Во всяком случае, так мне говорили, когда я пыталась установить мемориальную доску нашим реальным героям, которые действительно учились в 1-й школе и совершили подвиги во время Великой Отечественной».
Как считает директор школы №1, снять доску должен руководитель Вологодского объединения поисковиков Александр Метелкин. «Ошибку исправлять должен тот, кто ее совершил», — говорит Ирина Смирнова.
Снять нельзя оставить
Сам Александр Метелкин убежден, что решение должно исходить и от областного правительства, которое поддерживало акцию Российского военно-исторического общества: «В то время мы первыми получили мемориальные доски, и наша задача была простой — нужно было передать их школам, где их не было. Мемориальные доски — лучший вариант сохранения памяти героев. Сейчас понятно, что совершена ошибка, и нужно собраться, чтобы решить коллегиально, как выйти из этой ситуации».
Заместитель губернатора Олег Васильев рассказал «Премьеру», что не видит проблемы в том, чтобы исправить историческую ошибку самостоятельно: «Я не понимаю, почему педагогам нужна «отмашка» и документы. Если ошибка доказана, памятные доски нужно снять. Я обязательно обращусь к директору школы №1, чтобы решить это вопрос как можно быстрее».
Писатель Владимир Перепеченко готов предоставить официальные документы для запуска процедуры снятия доски с фасада школы №1: «К сожалению, за прошедшие месяцы после выхода книги ко мне так никто и не обратился». Впрочем, самые важные документы опубликованы в книге краеведа «История с двойником Героя» — копии архивных справок, справка из московской школы, документы из военных архивов, извещение-похоронка, грамота Героя Советского Союза, письмо УВД о репрессиях в отношении отца Артамонова и даже заявление мамы вологжанина Александры Васильевны, адресованное Михаилу Калинину с просьбой назначить ей пенсию.
Руководителю администрации Вологодского муниципального района Сергею Жестянникову и педагогам Ермаковской средней школы не потребовалось собирать рабочие группы. «После выхода статьи мы самостоятельно сняли мемориальную доску», — рассказали «Премьеру» в школе Ермаково. По словам Сергея Жестянникова, звезда с изображением вологодского Алексея Артамонова на Аллее Славы была демонтирована перед 9 Мая.
Памятная доска Алексею Атамонову на фасаде школы № 1 с углубленным изучением английского языка в Вологде. Фото Newsvo.
«Тишайшая женщина»
Вологжане, которые изучают историю родного края, благодарны за проведенную работу над ошибками. «Спасибо за статью! — пишет Светлана Копничева. — Моя дочь защищает на областном конкурсе «Древо жизни» исследовательскую работу о мемориале в Майском, и мы как раз не могли найти ответа на вопрос: какое отношение Герой СССР Артамонов имеет к Вологодскому району».
Сложнее будет с исправлением ошибки в мемориальных изданиях и памяти о родственнике-герое в семье вологжанина. Близкие категорически не согласны с тем, что их Алексей был вором и рецидивистом.
«Премьеру» удалось пообщаться с племянником Артамонова, которого даже назвали в честь героя. Когда Алексей Яблоков узнал о произошедшей путанице, он отказался верить в происходящее: «Как можно обвинять маму Алексея Артамонова Александру Васильевну в том, что из-за нее все это произошло? Вы себе представить не можете, какой скромной была эта женщина. Она была тишайшим человеком! По- этому я считаю, что люди ищут славы, пытаются втоптать в грязь людей, которых уже в помине нет. Бог им судья, а мы, внуки, знаем правду. Больше мы не хотим общаться ни с прессой, ни с писателями».
От редакции NewsVo
Новость о передаче школе № 1 памятной доски с именем Алексея Артамонова была опубликована на официальном сайте администрации Вологды 14 августа 2015 года: