Видения на приеме у главы

[Блогово]

В среду состоялся новогодний прием у главы города, посвященный окончанию Года культуры и началу Года литературы. Мероприятие прошло в музыкальном колледже.

Уже в фойе, наблюдая дяденек и тетенек в строгих костюмах, я почуяла неладное. "Эдак чего доброго, скоро начнут горланить Рубцова: "Россия, Русь, храни себя, храни", - подумалось мне. И не зря. Мало того, что прочитали, так еще и в сопровождении оркестра народных инструментов. Сразу замечу: все было очень-очень профессионально и сыграно, и прочитано. Но искусство так странно устроено, что иногда даже профессионализм в нем абсолютно ничего не значит.

Стихотворение "Видения на холме" - это для меня лично индикатор банальности происходящего. Лакмусовая бумажка, на которой написано: «А больше нам сказать нечего!» И не потому что мне не нравится Рубцов, а как раз, наоборот, потому что я очень-очень творчество Николая Михайловича люблю и уважаю. Просто мне сразу же вспоминается анекдот: 

- Какое произведение Чайковского вам больше всего нравится?
- А что, у него их два?!

Так вот у Рубцова, как и у Чайковского, произведений не одно. И даже не четыре. Кроме "Видений на холме", "Звезды полей", "В горнице" и "Букета", он создал множество прекрасных, удивительных стихов. Но по непонятной причине на всех праздниках считается просто необходимым проскандировать: "Россия, Русь, храни себя храни". А вот, дорогие организаторы, слабо выдать "В кочегарке"? Или "Мачты"? Или "Осеннюю луну"? Или "Прощальное"?

Мало того, что у Рубцова не одно произведение, так у нас в области еще и не один поэт. Представьте себе, их очень-очень много! И не все из них - храни их Господь! - умерли. Многие не только здравствуют, но еще и, несмотря на молодость, известны на всю Россию. 

А вот слабо однажды закинуть чепец за мельницу и почитать на таком мероприятии Нату Сучкову? Если уж Новый год, то, например: «Этот дед он ёлку не наряжает» или восьмистрочный шедевр на рождественскую тему: «Стоят, сполна всего помыкав, среди затоновской шпаны...» Или считается, что если в стихе нет слова «Россия», то он не о России?

А, может, совсем эпатировать публику и замахнуться на Башлачева? Раньше модно было у чиновников про этого поэта говорить, мол, Башлачев - «кумир молодежи», но когда та самая пресловутая молодежь начала нянчить внуков и потихоньку умирать от старости, кто-то сообразил, что, пожалуй, больше не стоит пользоваться этим очень удобным приемом «промывки мозгов», объясняющим почему на «серьезных» мероприятиях Башлачева не читают. Пора, пора бы уже хоть раз что-то прочитать. «Зимнюю сказку», скажем. Или спеть "Рождественскую колыбельную" СашБаша. Все-таки приём-то у главы был новогодний, очень было бы стильно, особенно в исполнении детского хора.

Кстати, о детях. На прошедшем приеме о достижения в культуре почему-то отчитывались детские творческие коллективы. Я детей люблю еще больше, сильнее и крепче, чем творчество Николая Михайловича. Но один, извините за игру слов, маленький нюанс: дети в создании культуры не участвуют. Повторю еще раз, чтобы было наглядно, как на школьной доске: НЕ УЧАСТВУЮТ. Если только речь не идет о 5-летнем Моцарте или 15-летнем Лермонтове (чувствуете эту малюсенькую разницу между детским творчеством и творчеством?) Дети культуру только-только усваивают, перенимая опыт прошлых поколений художников, музыкантов, хореографов и литераторов. Они могут быть прекрасными исполнителями, но очень редко серьезными творцами (список этих случаев можно полностью найти в школьных хрестоматиях). Для детей существует куча конкурсов, чтобы они росли и развивались, и это совершенно правильно. Пусть растут и развиваются, пусть перенимают культурные традиции, как это и должно быть в их нежном возрасте. Но все это откуда-то из сферы дополнительного образования, о да, где-то на грани с культурой, но очень-очень сильно на грани. С натяжечкой такой. На троечку с минусом натягивается такое отчетное мероприятие по Году культуры, в котором вместо взрослых артистов преимущественно участвуют подростки и малыши.

Когда полноценный концерт подменен смотром детской самодеятельности, я делаю только один вывод: в нашем городе катастрофически не хватает взрослых творческих коллективов - раз, театра оперы и балета - два, симфонического оркестра - три, полного, а не камерного хора - четыре. Эту брешь и пустоту очень удобно прятать за хрупкими спинами детишек, которые, окончив свои "музыкалки", "художки" и студии танца либо навсегда забудут про искусство, либо уедут туда, где эти оркестры, театры и хоры есть. Видите ли, сделать артистическую карьеру в Вологде - это все равно, что сделать спортивную карьеру в Вологде. Говорят, что этот хитрый трюк удался некоему призрачному вологжанину, но никто и никогда его не видел и не помнит его имени. Как правило, юноши и девушки сначала уезжают в мегаполисы (Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск и т.д.), затем становятся там знаменитостями, а потом про них пишут в вологодских отчетах о культуре (или спорте, кстати): «Такой-то родился в городе Вологде и учился в музыкальной школе №.... или в ДЮСШ №, а в возрасте 5 лет, 7 лет, 15 лет (нужное подчеркнуть) переехал с родителями ...» и далее название крупного всем известного города.

Про это я вообще все хорошо знаю. Не из глянцевой рекламной афишки с отчетом (там-то как раз фотографии деток), а из реальности. Видите ли, есть у меня друг, профессиональный музыкант, вокалист и дирижер хора, и искал он себе как-то в Вологде работу по специальности. Не буду пересказывать эту печальную историю, в общем, не нашел он работы, как и многие-многие другие, уехавшие в дальние дали. Заурядная судьба незаурядных людей.

Теперь о литературе. Почему-то литературу на этом мероприятии представлял опять же ребенок в костюме гоголевского Носа. Неплохая была танцевальная композиция, не имеющая к литературе ровным счетом никакого отношения. Кроме того, пару слов о Беловских чтениях и юбилее Шекспира было сказано в документальном фильме о культурных достижениях городской администрации. С литературой вообще все будет очень сложно. Ведь если музыкантов не хватает, вполне можно нагнать детишек со скрипками и балалайками, а вот если не издаются книги вологодских авторов, если у нас нет литературных журналов, то... То наши чиновники (всех уровней абсолютно - от поселков до федерации) проводят детские конкурсы (чтения, семинары, конференции и т.п.) на лучшее знание произведений Василия Белова, Константина Батюшкова, Вильяма нашего Шекспира и прочих. За всех отдуваются бедные школьники, которые вообще-то и в литературном процессе тоже не участвуют, как и в культурном (если только речь не идет о детской литературе). Они литературы пока еще не знают. Они только-только начинают это путешествие от книжки к книжке, растягивающееся на всю жизнь.

Для тех, кто не в курсе: литературный процесс - это издание книг и журналов, чтение их, последующее обсуждение и критика, осуществляемая как экспертами, так и широкой читательской аудиторией. Что должно, по моему скромному разумению филолога, происходить в Год литературы? Должен активно-преактивно кипеть и бурлить литературный процесс. Потому что иных способов поддержать словесность не существует. Никакие смотры детской самодеятельности, конкурсы на лучшее знание сказок Пушкина, инкаунтеры по «Ромео и Джульетте» и прочие пляски с частушками на тему Достоевского, чтение Гумилева с табурета - ничто, ничто из этого не может существенно повлиять на развитие литературы. Чтобы было развитие, нужно издание книг и журналов, чтение их и последующая критика. И желательно, чтобы это делали, крупно пишу, как на школьной доске - ВЗРОСЛЫЕ. Стыдно год за годом за ребятишками отсиживаться.

А после приёма всем раздали подарки. Подарки я тоже люблю. Но поскольку я критик, вы уж меня простите, я и их критикую, хоть это и не вполне вежливо. Простите меня - я некультурная, а еще я люблю чужие деньги считать, тем более, что они не вполне чужие, а не побоюсь сказать, наши это деньги, налогоплательщиков. 

Так вот в каждый новогодний пакетик была вложена красочная цветная книжечка тиражом 5000 экз. Посвящалась она опять же культурным достижениям городской администрации. Вот говорят, критикуешь - предлагай! Предлагаю: чтобы сделать хоть что-то полезное именно для литературы, а не для галочки в отчете, больше в течение всего Года литературы не нужно тратить деньги на эту никому не нужную рекламную продукцию, которая все равно становится наполнителем для мусорной корзины. Знаете, было бы очень здорово, на эти самые средства выпустить книгу, скажем, поэтессы Капитолины Кирилловны Большаковой, ветерана Великой Отечественной войны. А то до сих пор она на свою пенсию издавалась. Можно на 1000 экз. сделать тираж ее фронтовых стихов к 70-летию Победы, а на 1000 экз. - детских (это, знаете ли, классика вологодской детской литературы). И еще на 3000 экз. издать других авторов (напомню, их в Вологодской области НЕ ОДИН). А потом смело рассказать об этом в отчете об итогах Года литературы-2015, и, поверьте, тогда ни один критик даже рта не раскроет, а все будут только радостно аплодировать, и напишут потом в своих блогах такую рекламу! Ни один глянцевый проспектик с ней не сравнится по эффективности. И, кстати, совершенно бесплатно. Лично напишу!*

* Только чтобы не испортить эффект, в программу отчетного концерта за 2015 год, пожалуйста, не надо включать «Видения на холме». А то если «кормить» человека от праздника к празднику всегда одним и тем же, поверьте, вместо любви к классической поэзии получится одно сплошное расстройство и разочарование.