Люди моего поколения из школьных учебников помнят фразу «По сравнению с 1913 годом наша промышленность произвела больше...». И всех занимала дата — почему именно с
Прошло
Понятно, что в мире сильная Россия, конкурент, никому не нужна. Дело не военной силе, хотя ее нельзя сбрасывать со счетов. Дело в сильной и передовой промышленности. Не буду приводит США в качестве примера, с ними всё ясно. И Китай трогать не буду, там, напротив ясного пока мало. Вернёмся к родным пенатам.
Не могу отказать себе в удовольствии и не напомнить читателю строчки из «Евгения Онегина» Александра Сергеевича:
«Зато читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет».
Итак, год
И всё-таки этот единственный в нашей истории показательный пример фантастических сегодня темпов роста обязывает посмотреть на него внимательнее.
Какой же была тогда Россия? Естественно, это только моё мнение. К началу XX века огромная многомиллионная крестьянская страна наполнила внутренний рынок продукцией первоочередного спроса и представляла собой образец многоукладной экономики. Появились высвобожденные от сельскохозяйственного производства свободные и предприимчивые люди, искавшие возможности приложения своих сил. И вот тут честь и хвала государственному аппарату: была оказана колоссальная поддержка интеллектуальному капиталу. А развитие экономики страны пошло по двум направлениям:
1. Торговля: купцы — приказчики (менеджеры) — производители, в основном, мелкотоварные (крестьяне, ремесленники).
2. Промышленность: предприниматели — инженеры (образование) — рабочие.
Россия по созданию крупных промышленных предприятий лидировала среди всех развитых стран.
Самые интересные в этих двух цепочках — инженеры. Дорога в инженерный корпус был открыта почти всем. Реальные училища, существовавшие во многих не только губернских, но даже уездных центрах, открывали большие возможности, практически, перед любым.
Вот путь старшего брата моего деда: реальное училище, техническая школа, механик аэропланов, прапорщик, лётчик, политехнический институт, ЦАГИ, конструкторское бюро Туполева. Из трёх сыновей в мещанской семье двое только из-за октября
Статистический ежегодник России за1915 год сообщает интересные данные о происхождении выпускников некоторых технических учебных заведений России за 1900 — 1913 годы: 26% были из потомственных дворян, 23% — из личных дворян и обер-офицеров, 6,4% — из купцов, 21,6% — из мещан, 4,8% — из крестьян, 0,8% — из иностранцев.
Так формировалось среднее сословие, то есть средний класс, о формировании которого мы так печёмся, на словах, сегодня.
Накануне 1914 года в России действовало более ста вузов, в которых обучались сто пятьдесят тысяч студентов. В любой из развитых европейских стран в три раза меньше. Обучение было недорогим, например: оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.
История сохранила для нас имена тех, кто уцелел в войнах и революциях. Впоследствии попавшие в эмиграцию русские инженеры высоко ценились во всех странах и прославились там множеством достижений мирового значения, например, В.К. Зворыкин (телевидение), И.И. Сикорский (вертолет), В.Н. Ипатьев (высокооктановый бензин).
И это я только об инженерах. Просто, если говорить ещё и об учёных, юристах, деятелях гуманитарных профессий, то не хватит места.
Русским предпринимателям, чиновникам и администраторам удалось создать настоящий рабочий класс. Это не те пролетарии, что «по песням» наших историков боролись против «проклятого царизма». Профессионалы с высокими заработками, они весьма ценили свои профессии и своё положение в государстве. Достаточно сказать, что их жены не работали, занимались семьей и хозяйством, а на оплату и содержание хорошей квартиры в год уходила всего лишь десятая часть заработков.
Так что, в революции участвовали люмпены. Напротив, широко известен факт, когда рабочие Ижевских заводов создали в гражданскую тридцатитысячную армию для борьбы с большевиками.
В качестве примера успешного развития промышленности, только промышленности, можно привести такой факт: к началу 1914 года Россия занимала десятое место в мире по количеству автомобилей. Тогда в стране насчитывалось 10 тыс. машин. Столько же автомобилей было и в Аргентине. На девятом месте находилась Италия — 12 тыс., на одиннадцатом Бельгия — 9 тыс. автомобилей. На каком месте по этому показателю мы находимся сегодня.
Промолчу и о технологиях, и о станках. Вот только как большевики выиграли Гражданскую? Шашками первой конной опрокинули белых в Чёрное море? Ага. Снаряды и патроны, произведённые в царской России, использовались ещё и в Великой Отечественной войне.
Но что нам мешает использовать уникальный русский опыт сегодня, я не знаю. Знаю лишь, что «на душу населения в стране» мы во много раз превзошли Россию 1913 года по чиновникам, силовикам и благим намерениям.