Малые исторические города, те, что сейчас непочтительно зовутся «глухой провинцией», лучше всего осматривать ранним летним утром, чтобы все красоты предстали в самом что ни на есть подлинном виде. Транспорта на дорогах практически нет, крики петухов, картины восхода солнца над рекой/речкой/озером, из людей — преимущественно бабушки с козами. Провинциальная идиллия.
В таком городе ранним утром можно легко ощутить, что время остановилось, и сейчас на дворе конец какого-нибудь девятнадцатого века.
Таким нехитрым образом я открыл для себя новую Тотьму. «Город русских мореходов», который, кажется, пройден мной вдоль и поперёк, предстал совершенно по-иному ранним июльским утром. Одно из самых необычных и удивительных впечатлений-2012.
Тотьма — один из самых привлекательных городов Вологодской области. Пожалуй, по странному и не слишком научному, но любимому мной критерию «атмосфера места», его можно поставить на один уровень с такими исключительными местами нашего региона, как Ферапонтово и Великий Устюг. Помимо богатой истории города и удивительных храмов, о которых написано множество восторженных отзывов, Тотьма может гордиться тем, что разрухи здесь в сравнении с типичной русской провинцией очень мало, а также тем, что город исключительно удачно спланирован и застроен.
А ещё в Тотьме есть замечательная Сухона. Вдоль неё и стоит пройтись ранним утром, часов в
Внимание привлекает то, что в Тотьме за Сухоной уже практически сразу начинается густой сосновый бор, что придаёт пейзажам особую живописность. В Великом Устюге таких картин нет: за рекой — поле и деревня Дымково.
Ранним утром уже можно увидеть рыбаков на берегу. Не знаю, какую рыбу в Сухоне можно выловить в черте города, максимум — на корм коту, но тут, судя по всему, скорее рыбалка ради процесса, а не результата.
Отличная видовая точка для съёмки — скверик Рубцова.
Под обрывом (угором, как говорят тотьмичи) можно заметить плотик. Пока царит утренняя тишина, и полоскать здесь некому, его облюбовали многочисленные утки!
А на перекладине плотика встречает рассвет чайка.
На улице достаточно тепло, но жители этого домика, расположившегося под древней Соборной горой, решили растопить печку. А может быть, они что-то вкусное в ней готовят?
Вдоль Сухоны некоторое время идёт длинный деревянный пешеходный мост, пересекающий пойму речки Песьей-Деньги. С него отлично видно символ города — Входоиерусалимский храм.
Близ устья Песьей-Деньги расположено одно из самых живописных мест городка — затон. От него открывается вид на колокольню Успенской церкви. Здесь начинается райончик города, называемый Зеленской рыбачьей слободой.
А на этом плотике уже с утра пораньше кипит работа. Правда, не очень понятно, как рыбаки надеются поймать рыбу в воде, которую только что взбаламутили мыльной пеной.
А этот рыбак, кажется, что-то поймал!
Продолжаем путь по набережной. После некоторого оживления на Затоне дальше вновь — тишь и благодать. Только красивая природа. Кстати, это идиллическое место зовётся пафосно — Краснофлотской набережной.
У одного из домиков рядом с типично тотемской колонкой нас приветствует сторож:
«Вы что в такую рань сюда пришли? Я ещё не выспался, чтобы лаять»
Милый и забавный сторож лаять так и не стал, и мы идём дальше.
Сухона в июле уже не судоходна, по ней бегают только лодки, преимущественно моторные. Опасно обмелевшие места маркируют так называемые бакены, один из которых стоит вот тут — на снимке справа.
Уютно провинциальное окно одного из купеческих особняков на набережной.
Постепенно путь приводит к сухонскому мосту. Поднявшись на него, можно увидеть утренний город во всей красе.
Путь обратно пойдёт по так называемому «савинскому угору» — одному из въездов в Тотьму. На вершине — Входоиерусалимский храм.
У подножия холма Фетиха расположился камерный храм Троицы в Зеленской рыбачьей слободе.
Постепенно приближаемся к главной городской площади. В здание редакции газеты «Тотемские вести» уже спешат люди за свежей газеткой. Время — 8.10 утра, суббота!
А на площади поднял парус ещё один из символов города, памятник мореходам и землепроходцам. Начинается новый день!