Князь, комары и унжаки

[Блогово]

«Комаров было такое множество, что пришлось у стола с подветренной стороны жечь можжевеловые ветки. Целые вереницы их были заметны в светлом полуночном воздухе. Словно громадные змеи, изворачивались они над окрестными лесами и болотами».

Это фрагмент воспоминаний о Белом озере из книги «По Северу России», изданной в Санкт-Петербурге в 1886 году. Она была написана Константином Случевским — русским писателем, драматургом и гофмейстером монаршего двора о путешествии членов императорской семьи: Великого князя Владимира Александровича и его жены Марии Павловны на Русский Север в 1884–1885 гг.

Великий князь посетил несколько северных губерний, в том числе Новгородскую. В книге описываются история и достопримечательности городов, в которых он побывал: Гру́зино, Боровичи, Череповец, Кириллов, Белозерск и др.

Встречается в книге и упоминание истории Крохино: «До прорытия Белозерского канала большинство волжских грузов шло по Вышневолоцкой системе. Главными двигателями тогда были белозерцы и крохинцы. Им одним принадлежали лодки-белозерки, единственный флот Белого озера, числом до 400. Белозерцы и крохинцы были монополистами по Белому озеру и Шексне. Они были лоцманами, шкиперами и коренными. Они одни строили суда в то время, когда постройка одной белозерки стоила двадцати унжаков*. Богатство приливало к ним. Но судьбы переменчивы. С прорытием Белозерского канала в 1846 году прежде всего пало Крохино. Там теперь почти ничего более не строят, а лоцманов и шкиперов не надо…

Их счастье перехватили Череповец и Рыбинск. Рыбинск сам завел тихвинки, межеумки и унжаки: последние вытеснили все дорогие суда, так как они переживают только одну воду и идут потом на дрова».

*Унжак — деревянное плоскодонное судно для использования на мелководных водоемах. Обычно строились на одну навигацию или плавание и затем продавались на дрова.

С книгой можно ознакомиться по ссылке тут: amp.gs/jB5yR

Поддержать музейное направление работы Фонда всегда можно по ссылке:  amp.gs/jB5yU