О гражданском обществе и политике в русских народных сказках.
Однажды, но одном из мероприятий, где обсуждалось вопросы объединения гражданских активистов Вологды, высокий гость из Москвы, так отозвался о русских сказках. Нет, де, в русских сказках примеров, когда герои объединяются для решения задачи, всегда есть Иван, которому кто-то дает инструкции и он их выполняет. «Да что вы! Как же нет, а “Репка”? – возразила я.
Нам кажется, что русские народные сказки – это детская забава. А вместе с тем, это ничто иное, как накопленный в фольклорной форме опыт человеческих отношений. Модели поведения, которые могут привести к успеху, как в случае вернувшей брата от гусей-лебедей девочки, так и к неудаче, как в истории про лисичку со скалочкой. Давайте приглядимся к ним по-взрослому, чему учат сказки.
Часто на прием в движение «Вместе» приходят люди со словами: везде писали, везде отписки, у меня уже руки опустились. Прям как Зайка, которого из лубяной избушки выгнала хитрая Лиса, сетует, что никто уже не поможет его горю: «Собака гнала - не выгнала, волк гнал - не выгнал, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!».
Однако сказка эта со счастливым концом. И спасителем Зайки стал Петушок, который не покричал и испугался как другие персонажи, а дерзко выставил ультиматум зарвавшейся Лисе, несмотря на все ее угрозы «как выскочу-как выпрыгну». И хотя, как мы помним, Петушок нес косу на плечах, проблема решилась, конечно же, без насилия. Однако свой ультиматум он повторил неоднократно. Значит, когда вы понимаете свою слабость в решении проблемы, успеха можно достичь, объединившись со смелыми и последовательными людьми.
Пожалуй, самая известная и самая забытая русская народная сказка – это «Репка». Сказка, которая учит нас объединяться, даже если мы разные: бабки и внучки, даже если мы враждующие силы: жучки и кошки, даже если мы никакой силы не представляем, как мышка. Репка – это образ выросшей по каким-то причинам большой-пребольшой проблемы. При чем, в сказке подчеркивается, кто проблему посадил – тот ее и решает: «тянет-потянет».
Одно важное обстоятельство многократно повторяется в сказке, все шесть героев должны не просто прийти на зов, а выстроиться в единую цепочку: «жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку». То есть согласовать свои позиции друг с другом, а потом уже приступать к активным действиям.
И в этой связи мне немного грустно наблюдать, как часто инициативные группы граждан, правильно приглашая разные силы, в том числе независимых политиков и гражданских активистов, потом пытаются отстраниться от согласования с ними дальнейших действий, аргументируя так: «мы сами по себе, а они только пиарятся, и к нам это отношения не имеет». Оставим в стороне вопрос благодарности или ложных обвинений, сказка тоже не дает нам ответа, поделился ли вытянутой Репкой дедка. Дело в другом. Когда нет согласованности действий, когда каждый сам по себе, это всегда приводит к поражению.
Именно, об этом сказка «Теремок». Как вы помните, этот домик, ставший прибежищем нескольких героев. И всякий новый персонаж, заходя в него, не переставал представляться: «Я – лягушка-квакушка», «Я – лисичка-сестричка!». Все герои Теремка подчеркивают свое «Я», они не объединены, даже в общем Теремке они сами по себе. И поэтому неизбежно приходит Медведь-Топтыш, который разрушает Теремок, заставляя героев разбегаться. Чтобы объединяться – нужна общая проблема, а не общая крыша над головой. Вот такой Теремок во многом получился и с демократической коалицией на федеральном уровне. Заявленные праймериз и должны быть тем механизмом, который превратит Теремок в Репку, т.е. выстроит политиков в определенный ряд, согласует их действия.
Впрочем, получилось у них далеко не все. Но, как мы понимаем, русские народные сказки мало кто уважает.