Жёстко стелют

[Обзор прессы]

Вологодские власти впервые заявили о том, что проводят политику жёсткой экономии.

Хотя де-факто политика жёсткой экономии на Вологодчине проводится уже не первый год, власти признали её таковой только теперь.

Начать её подсказала логика развития бюджетного кризиса: если денег не хватает, то стоило бы и урезать расходы. Обычно режут самое «неэффективное» — льготы. Так и в нашей области.

Ключевое слово — «внезапно»

Интересно, что буквально этим летом Олег Кувшинников заявлял, что его антикризисная программа завершена и впереди только рост. Это произошло на конференции «Единой России», на которой он был выдвинут в губернаторы. «Я считаю, что мы в полной мере, в полном объёме реализовали антикризисную программу, — говорил он тогда во время своего выступления. — Действия, направленные на оптимизацию расходных статей бюджета, на сегодняшний день завершены. Мы вступаем в новую фазу нашего развития — это развитие нашего региона, основанное на трёх принципах. Это снижение монозависимости, импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности. На сегодняшний день мы вносим изменения в стратегию развития и программу социально-экономического развития региона».

Однако затем регион заключил соглашение с Минфином, которое подразумевает снижение госдолга. Правительство планирует сокращать объём коммерческих кредитов и замещать их бюджетными — из федеральной казны. Под эти цели Вологодской области обещано несколько миллиардов рублей.

Жёсткую экономию формально ввели на три года — на срок действия трёхлетнего бюджета. Что будет дальше, впрочем, навряд ли возможно спрогнозировать — особенно в нынешних условиях, которые могут меняться с непредсказуемой быстротой.

Взять и отменить

Заявив о жёсткой экономии во время ноябрьской сессии ЗСО, депутаты, «не отходя от кассы», взялись подтверждать слово делом. Было отменено несколько льгот — копеечных в масштабах бюджета. Например, талантливых студентов лишили дополнительных стипендий, приостановили действие закона о медобеспечении чиновников. Следом «под нож» пошли льготы на проезд в автобусах межрайонного сообщения и т.п.

Оппозиция попыталась льготы отстоять. Было сказано о том, что эти меры поддержки почти незаметны в бюджете, но существенны для получателей. Но всё безуспешно — решения прошли. Потому что все всё понимают.

Причина происходящего прозаична. Области необходимы деньги на обслуживание долгов, которые возникли после резкого сокращения платежей налога на прибыль от «Северстали». «В итоге получается, что приходится гасить долги банкам за счёт граждан, — поясняет первый секретарь обкома КПРФ Александр Морозов. — С одной стороны, вологжан лишают льгот, а с другой — гасят долги за счёт налогов, которые платят всё те же люди».

Не лишним будет напомнить, что на волне сокращения бюджетных расходов было прекращено бюджетное финансирование «Вологодского центра птицеводства» и «Вологодского текстиля». Ещё неизвестно, как бы пошли дела, не сделай этого область, но итог всем известен.

 

Это только начало?

То, что многие регионы уже начали проводить такую политику, для экспертов далеко не новость. Но, как отмечает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, до сих они делали это не очень активно. Дело в том, что пока не отмечено главного следствия жёсткой экономии — массовых сокращений в бюджетной сфере. Экономист знает, о чём говорит: несколько лет он прожил в Греции и воочию наблюдал, как это происходит там.

Вся проблема в том, что на волне экономического кризиса и санкций федеральное правительство больше не готово так же щедро финансировать регионы, как это происходило до сих пор. В своих крайних проявлениях политика жёсткой экономии означает не только урезание льгот, но и массовые сокращения в публичном секторе — как это было в Греции. «Жёсткая экономия сокращает не чиновников, а занятых в бюджетной сфере — учителей, врачей и т.п., — говорит Василий Георгиевич. — Жёсткая экономия без этого не обходится. В лучшем случае множество людей будет просто иметь значительные материальные трудности из-за урезания зарплат».

Жёсткая экономия, по мнению Колташова, — это во многом весьма щедрая политика. К примеру, одной из её причин является необходимость оказывать помощь банкам через взятие у них в долг — давать им ренту. «У банков теряются нормальные рыночные источники, государство становится основным фактором стабильности сектора», — констатирует он.

Единственный способ избежать жёсткой экономии — списывать долги, но государство не готово на это идти. «Но российские регионы зажаты федеральной политикой, — утверждает экономист. — В реальности должна измениться экономическая политика в рамках страны, в рамках региона её невозможно объявить. Даже самые здравомыслящие губернаторы вынуждены экономить на самом необходимом и одновременно занимать ещё больше».

Из досье «Премьера»

ПОЛИТИКА ЖЁСТКОЙ ЭКОНОМИИ (англ. austerity) — одна из разновидностей бюджетной политики государственного аппарата страны, переживающей тяжёлое в финансово-экономическом отношении время. Она выражается в первую очередь в урезании зарплат и соцпакетов работников бюджетной сферы, сокращении пенсий и других социально ориентированных программ при параллельном увеличении налоговых сборов.

Автор:
Владимир Пешков
Источник:
Газета Премьер