Последний бой за жилье – не все выходят живыми

[Обзор прессы]

Не каждый фронтовик может пережить 144 отказа и дойти до Верховного суда

«Все семьи погибших в ходе учений у границ с Украиной получат компенсации в размере примерно пяти миллионов рублей», – заявил заместитель министра обороны Николай Панков. Он подчеркнул, что погибших именно «в ходе учений» и именно «у границ с Украиной». Но сейчас речь о другом. За участие в войнах и вооруженных конфликтах – то есть за исполнение воинского долга – наше государство обещает часто и много. А как оно выполняет обещания?

Если верить чиновникам, то сегодня в Петербурге все ветераны и участники войны – очередники, учтенные на 1 января 2014 года, жильем обеспечены. За исключением нескольких десятков человек – тех, кто заявил о квартирной проблеме в последние месяцы и которым варианты подыскиваются.

Но если оторваться от бумажных отчетов, то все гораздо печальней. Есть в северной столице фронтовики, которым не только не дали нового жилья, но и старое отняли. А есть такие, которые в судах отвоевали право на девять квадратных метров в жилом доме, а получили – два квадратных метра на кладбище. Поскольку чиновники отказались исполнять решение суда, а старики этого не пережили…

– 11 332 ветерана Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в жилье до 1 января 2014 г., на сегодняшний день получили квартиры в Петербурге или деньги на них, безвозмездные жилищные субсидии, – сообщили «Новой» в городском жилищном комитете. – В 2014 г. на учет встал 231 ветеран. Для 170 определены способы улучшения жилищных условий и сроки, с 61 работа продолжается.

– Для города-героя Ленинграда, пережившего блокаду, это не те цифры, – возражает депутат петербургского парламента Борис Вишневский. – Они такие потому, что местные власти искусственно сократили число ветеранов-очередников.

К указу президента петербургские чиновники добавили свои критерии. Из очереди исключили тех, кто имеет регистрацию в городе на Неве меньше 10 лет (ссылаясь на закон Санкт-Петербурга № 407-65 от 19.07.2005). А потом и тех, у кого есть 9 кв. м общей площади в квартире или 15 кв. м в коммуналке (в соответствии с законом Санкт-Петербурга № 409-61 от 28.07.2004).

– Так удалось отсечь примерно 20 тысяч ветеранов, которые согласно указу могли рассчитывать на отдельное жилье, – продолжает Вишневский. – В июне 2012 г. я вносил законопроект об отмене т. н. ценза оседлости для ветеранов. Однако питерские депутаты проект провалили – за него проголосовали 15 человек. Якобы 400 млн руб. для 20 тысяч ветеранов – непосильное бремя на бюджет. Но городской казны на эти цели не ушло бы ни копейки. Субсидии на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны выделяет федеральный бюджет.

По рассказам юристов, которым в судах приходилось отстаивать права фронтовиков, начальники на местах действовали виртуозно. Например, когда подтвердилось, что нет у ветерана девяти жилых квадратных метров, чиновники добавили к жилплощади старика, имеющего большую семью, жилплощадь в других квартирах, где проживают его дальние родственники (муж внучки, жена правнука и т. д.), в итоге у ветерана получалось больше девяти «квадратов».

Не менее догадливо поступили с участницей войны Антониной Веселовой. Она вместе с сыном прописана в 12-метровой комнате. Но кабинетные счетоводы поделили не площадь комнатушки на двоих (по 6 кв. м), а общую площадь коммуналки на всех собственников и подытожили: «Всё по норме». Веселову из очереди вычеркнули. Она спорила долго и упорно. Чиновники прислали участнице войны 144 отписки с отказами в предоставлении жилья! Сейчас ветеран с администрацией судится.

Участницу Великой Отечественной войны, заслуженную учительницу России Антонину Матросову не только не обеспечили кровом, но и лишили прежнего. Коммуналку, в которой она ютилась, признали «ограниченно годной для жилья» (кому-то понадобилось перевести в нежилой фонд эту жилплощадь), и Матросову выселили. За квартиру в судах Антонина Николаевна бьется до сих пор.

А 85-летний участник Великой Отечественной Юрий Тощаков судебный бой не выдержал. Ветерана исключили из квартирной очереди. Тощаков выиграл иск в Адмиралтейском районном суде и весной 2012 г. должен был въехать в благоустроенную квартиру. Однако районные руководители на тот момент отчитались: «Все ветераны жильем обеспечены». Не желая портить статистику, они обжаловали решение райсуда в вышестоящей инстанции.

– В Горсуде прошло два заседания, – рассказала «Новой» Татьяна Смирнова, юрист «Балтийской медиагруппы», защищавшая в суде Тощакова. – На первое представителей администрации ветеран ждал три часа. А на второе Тощакова даже не пустили. Лишь выглянули из-за двери в коридор и протараторили: «Мы уже все без вас решили – жилье вам не положено». Юрий Васильевич очень расстроился и через несколько дней умер...

Еще в 2008 г. «Балтийская медиагруппа» открыла горячую линию, куда обращаются ветераны, которым отказали в жилье вопреки указу президента. С сентября 2009 по октябрь 2014 г. за помощью в решении жилищного вопроса на горячую линию обратилось 1999 ветеранов войны из Петербурга и 957 из Ленобласти. Помочь удалось 140 из них. Еще 58 сейчас ждут результата переписки с государственными органами и судебных тяжб.

Сколько ветеранов в северной столице, которым президентский указ так и не помог стать владельцами квадратных метров, точно подсчитать невозможно, убеждены юристы. Из-за незаконных отказов в постановке на учет, из-за «ценза оседлости», из-за норм по метражу, из-за годами тянущихся судебных процессов... Но главное – из-за того, что многие участники войны изначально отказываются от борьбы с государством. Да и время работает на чиновников. По данным городского комитета по социальной политике, на 1 января 2012 г. в Петербурге проживало 245 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Сегодня – чуть больше 175 тысяч.

Помимо фронтовиков, в городе на Неве живет 3200 ветеранов боевых действий в Афганистане (в 2006-м их было свыше 7 тысяч) и около 19 тысяч участников двух чеченских войн. Единственные льготы, которыми они в настоящее время пользуются, – по оплате коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте. Тех, кто воевал в Чечне и вернулся живым, поголовно обеспечить жилплощадью в Петербурге никто не обещал. Афганцам тоже долгие годы не давали никаких надежд.

– Нам везде отвечали: «Мы вас туда не посылали, мы вам ничего не должны», – говорит Герман Иванов. – И подчеркивали: «Еще даже ветеранам Великой Отечественной войны не дали квартиры»… Но и я, и все мои знакомые ребята не сами туда поехали – нас послало государство...

Герман Иванов стоял в очереди на жилье с 1993 г., получил его в 2013-м, как и еще 117 семей ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 1994 г. Как уточнили «Новой» в городском жилищном комитете, на 1 января 2014 г. в Петербурге ждали квартир 282 семьи ветеранов-афганцев. 267 из них на сегодняшний день стали собственниками недвижимости. Насколько эта картина близка к реальной – неизвестно. Горячей линии для «афганцев» и «чеченцев» в Питере нет.

Источник:
Новая газета