Гастарбайтер без болячек

[Обзор прессы]
Мигрантов обяжут покупать полисы медицинского страхования. Без этого им не разрешат официально работать в России.

Минтруд подготовил поправки в Трудовой кодекс. Документ опубликован на сайте Минэкономразвития России.

Такого решения ждали давно - и правозащитники, и региональные власти, из кармана которых в настоящее время оплачивается экстренная медпомощь мигрантам. Только в Москве лечение иностранных рабочих обходится в пять миллиардов рублей в год.

Однако, как отмечают эксперты, одними только этими поправками всех "больных" проблем миграции не решить.

В законопроекте между тем говорится, что мигрант обязан предоставить работодателю среди документов, необходимых для заключения трудового договора, полис медицинского страхования. В минтруде "РГ" уточнили, что вопрос медстрахования иностранного работника вправе взять на себя и работодатель - он сам может купить полис гастарбайтеру. Если же работодатель не захочет это делать, мигрант должен будет позаботиться о медстраховании сам и обзавестись полисом до начала трудовой деятельности. Ему придется его купить, заплатив в среднем от 1,5 тысяч до 5 тысяч рублей в год.

Сейчас плановая медпомощь мигрантам недоступна. То есть если у гастарбайтера начался, скажем, банальный грипп, он ни к врачу обратиться не может, ни больничный взять. А вот вызвать "скорую" право у него есть. И при необходимости "неотложка" должна забрать мигранта в больницу, где его и будут лечить - за счет регионального бюджета.

Как происходит на самом деле? Ежегодно в Россию въезжают порядка 14 миллионов человек. Разрешение на работу получают не более 1,5-1,7 миллиона (квота на иностранных работников на этот год - 1,7 миллиона гастарбайтеров, и прошлые два года она была такой же). Примерно миллион человек в год получают патенты. Часть мигрантов - по крайней мере формально - приезжают в гости к родственникам, в отпуск и вовремя уезжают. Примерно 3-5 миллионов, по данным ФМС, растворяются на просторах страны. Как правило, эти люди работают, не имея на то официального разрешения. Таким образом, тема обязательного медстрахования будет актуальна, по новому законопроекту, лишь для четверти мигрантов, работающих в России.

Между тем трудовые мигранты относятся к группе высокого риска по инфекционным заболеваниям, в том числе по таким заболеваниям, как туберкулез, ВИЧ-инфекция. По некоторым экспертным данным, у трех обследованных процентов иностранных рабочих выявляется туберкулез, у 14 процентов - иные инфекционные заболевания. При этом реальную картину здоровья гастарбайтеров составить сложно - заболевание чаще всего обнаруживается, когда человек попадает в стационар при экстренной госпитализации.

Как ранее рассказывала начальник отдела организации надзора за ВИЧ/СПИД, вирусными гепатитами Роспотребнадзора Лариса Дементьева, официально медицинское освидетельствование проходят в год порядка одного миллиона мигрантов . Хотя это обязательное условие для получения разрешения на работу. С 2007 года выявлено 45 тысяч больных инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфицированных порядка 8 тысяч, больных туберкулезом - 15 тысяч 800, больных инфекциями, передаваемыми половым путем, - 19 тысяч 270 человек. За 10 месяцев 2012 года выявлено 1,2 тысячи ВИЧ-инфицированных, столько же - больных туберкулезом и около 2 тысяч с "половыми" инфекциями.

Если выявляются инфекционные болезни, Роспотребнадзор должен оформить документ о нежелательности пребывания такого человека в России. Однако разыскать потом носителя инфекции, чтобы вручить ему уведомление, - проблема. Как и проконтролировать - выехал он или нет. А если у человека выявлен диссеминированный туберкулез и он опасен для окружающих, перед отправкой на родину его должны пролечить до момента абациллирования. Но за чей счет? Богатые регионы находят на это деньги. У бедных это получается не всегда. И наличие медполиса у мигранта решило бы эту проблему.

Однако даже в том случае, если проект нового закона будет принят и его положения станут честно выполняться, всех проблем это не снимет. Есть опасения, что он так и не защитит большинство мигрантов и россиян, которые с ними контактируют. Особо следует сказать про тех, кто работает по патенту - они не обязаны проходить медобследование, хотя часто живут в семьях, готовят там еду, общаются с детьми. И при выявлении опасных болезней никто их не будет лечить, поскольку покупать медполис их обязывать не планируют.

Кстати, проблему медстрахования для тех, кто въезжает в Россию из дальнего зарубежья, решили еще в 1996 году, приняв закон, по которому въезд в Россию невозможен, если у человека нет полиса медстрахования, действительного в нашей стране.

Впрочем, как стало известно "РГ", подобный вариант обсуждают и в Минздраве России. Там как раз склоняются к более "радикальному" решению - запретить безвизовикам въезд в Россию без медстраховки, действительной в нашей стране.

Источник:
Российская газета