Риторический вопрос: какие права есть у обычных водителей при встрече на дороге с прокурором какой-нибудь области?
Человек, решительно похожий на прокурора Вологодской области, кандидата юридических наук, государственного советника юстиции второго класса Сергея Хлопушина и представляющийся таковым, по-пацански отобрал водительское удостоверение у кровельщика Сергея Воробьева, который на своем Hyundai Solarisпреградил проезд его Toyota Camry.
— Это было вечером 16 января, — рассказывает Воробьев. — Я стоял во дворе дома № 80 по Ленинградской улице, ждал знакомого. В 20:15 мне на встречу выехала черная Toyota с госномером Е 415 МА. Дворы у нас заставлены машинами — разминуться негде. Я решил, что он объедет и не стал сдавать. Но «Тойота» остановилась, из нее вышел мужчина в возрасте и направился ко мне.
Разговор двух водителей зафиксировала камера видеорегистратора
Прокурор (П): Привет, дружок, открывай машину. (стучит в стекло) Что не сдаешь назад?
Воробьев (В): Я стою, там есть объезд.
П: А мы что, должны тоже стоять? Так, давай права.
В: Какие права?
П: Твои. Прокурор Вологодской области. Вы, смотрю, уже вконец обнаглели. <…>
В: Почему обнаглели? У меня человек вышел, через две минуты спустится. Почему я должен сдавать? Вы что, главнее меня, потому что вы прокурор?
П: Мы такие же участники дорожного движения. <…> Но слушай, мы тебя лишим всего: и лицензии, и прочего, что ты переживаешь-то? Я сейчас ГАИ вызову — хуже будет.
В: Так за что? Что я нарушаю-то?
П: <…> Товарищ, давайте права, хуже будет.
В: Так за что?
П: Хуже будет. Завтра принесете сами и не получите их никогда.
В: Не дам я права.
П: Тогда я звоню в ГАИ — вас поймают. Разберемся, кто вы такой. Вы не думайте, что это вам так просто пройдет. Я представитель власти и требую ваш документ.
В ходе словесной перепалки прокурор обвинил Воробьева в незаконном занятии извозом.
В: Я не работаю в такси.
П: Знаю я вашу нелегальщину. Все, звоню начальнику ГИБДД. Латышев Николай Александрович — знаешь такого?
Спустя некоторое время Воробьев-таки согласился показать удостоверение.
— Хлопушин взял мой документ в руки и просто сложил себе в карман, — рассказывает он. — Даже разглядывать не стал. После этого он молча сел в свою машину и уехал. Я был в шоке и не решился как-то ему препятствовать. В 22:40 ко мне домой приехал наряд ДПС. Полицейские предложили мне проследовать с ними в дежурную часть и дать объяснения по поводу случившегося. В участке меня отвели в отдел дознания и сказали писать объяснительную, порекомендовав признать нарушение ПДД со своей стороны. Я, разумеется, отказался, сославшись на статью 51 Конституции РФ.
17 января, на следующий день после тех событий, Воробьев пошел в областную прокуратуру, чтобы вернуть себе удостоверение. В приемной ему сказали, что прокурора нет на месте — находится на совещании. Не нашлось времени у Хлопушина для встречи с Воробьевым и через два дня.
— Я съездил в городское ГИБДД и побеседовал с командиром батальона Федотовым, — рассказывает Воробьев. — Он меня внимательно выслушал и даже, кажется, вошел в положение. Пообещал, что будет звонить в прокуратуру и попытается вернуть мне документы. Но в настоящий момент водительские права до сих пор лежат у прокурора.
Воробьев написал заявление о совершенном в отношении него противоправном деянии в Следственный комитет по Вологодской области, в Генеральную прокуратуру и в аппарат президента РФ. Во всех инстанциях его обращение пока находится на рассмотрении.
В пресс-службе прокуратуры Вологодской области «Новой» пояснили, что дать комментарий по нашему вопросу будет возможно только после ознакомления с имеющимися у нас материалами. Редакция «Новой газеты» направила запрос на имя Сергея Николаевича Хлопушина.