Эксперимент на людях

[Обзор прессы]
Парк карет «скорой помощи» в области давно пора бы обновить. | Фото Марии Жаренковой из архива «Премьера»

20 коммерческих автомобилей «скорой помощи» для Вологды и Череповца хотят взять в аренду областные власти. Соответствующий конкурс состоится на этой неделе.

Специалисты Департамента здравоохранения уверены, что выводы о целесообразности такого шага можно будет сделать только после проведения этого эксперимента, но некоторые эксперты опасаются, что нововведение может привести к развалу собственного автопарка «скорой».

10 октября Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников подписал с некоммерческой организацией «Новая скорая и неотложная помощь» соглашение, направленное на полное обновление регионального автомобильного парка службы скорой помощи в течение 5 лет.

Новость об этом порадовала всех, тем более, что машины пора менять. По словам Олега Кувшинникова, в Вологде и Череповце в среднем треть автомобилей «скорой» имеют стопроцентный износ. «Между тем зачастую от своевременного прибытия бригады „скорой“ зависит не только здоровье, но и жизнь пациента», — заявил Кувшинников.

Однако вместо закупок автомобилей глава региона предложил привлечь средства бизнеса и заказывать транспортные услуги у коммерческих организаций. «В условиях жесткого дефицита бюджетных средств у проектов государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных сфер большое будущее», — отметил он.

«Премьер» решил разобраться в ситуации.

Чужаки

Олег Кувшинников, единственный из всех губернаторов, входит в Наблюдательный совет некоммерческой организации «Новая скорая и неотложная помощь».

Среди целей организации, как заявлено на сайте, — «повысить качество оказания услуг скорой медицинской помощи и неотложной помощи посредством обновления автопарка скорой и неотложной помощи за счет внебюджетных источников финансирования, на условиях государственно-частного партнерства».

В 2013 году предполагается внедрение проекта в 10 пилотных субъектах РФ, до конца 2014 года — в 25 субъектах, а до конца 2018 года — в 50 субъектах РФ. Автомобили предполагается закупать на условиях лизинга и затем предоставлять на них транспортные услуги «Скорой помощи». На первом этапе планируется поставить в область 20 автомобилей, из них 12 для Вологды и 8 — для Череповца. В 2014 году планируется заменить еще от 60 до 80 специальных автомобилей.

О подписании соглашения Губернатор уже доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву. Осталось только провести открытый аукцион, назначенный на 6 декабря. Среди участников — три коммерческих организации, которые предлагают от 265 до 285 рублей за час транспортных услуг.

Аукцион на начальную (максимальную) сумму в 144 миллиона рублей вызвал неоднозначную реакцию. «Свой автопарк „скорой“ при этом остается без финансирования, и его ожидает неминуемая гибель. Таким образом, через пять лет, как Вы обещаете, станции скорой помощи Вологодской области останутся вообще без своего автотранспорта», — так высказался один из комментаторов идеи.

Будем жаловаться

Зачем же отдавать на так называемый «аутсорсинг» («передачу определенных процессов на обслуживание внешней организацией») медицинскую помощь?

Наши эксперты опасаются, что частная транспортная компания может стать монополистом в оказании транспортных услуг для скорой помощи и, соответственно, будет диктовать цены на услуги своих автомобилей. Как нам стало известно, уже есть печальный опыт в Волгограде, когда на линию не вышло более 80 автомобилей скорой медицинской помощи печально известного АНО «Новая скорая медицинская помощь. Мэрия Северодвинска Архангельской области отказалась проводить подобный аукцион, чтобы сохранить парк своих автомобилей скорой медицинской помощи.

А если просмотреть опубликованную на официальных сайтах аукционную документацию, можно увидеть, что обеспечение заявки на участие в аукционе составляет 7 миллионов рублей, а обеспечение исполнения контракта — более 14 миллионов рублей. То есть малый и средний бизнес в нарушение закона «О конкуренции» изначально не может участвовать в аукционе, и одна из ущемленных организаций уже подала жалобу в УФАС по Вологодской области.

У антимонопольщиков — целый список вопросов к проводимому аукциону: «Почему аукцион на „Скорую помощь“ в Вологде и Череповце, которые находятся друг от друга на расстоянии 120 километров, объединен? Как возможно обслуживать автомобили в Вологде, находясь в Череповце или наоборот? Почему в документации не прописано требование к тому, что автомобиль должен быть оснащен обогревателем, что является необходимостью для автомобилей, предназначенных для скорой медицинской помощи?» — удивляются в ФАС.

И хотя комитет госзаказа Вологодской области разъяснил интересующимся, что объединение в один аукцион двух мест оказания услуг не предполагает обязательное наличие у участника аукциона ремонтной базы в обоих городах, так как такое требование не содержится в аукционной документации, критики спрашивают: «А где чужаки возьмут 80 водителей (четыре водителя на машину при режиме работы сутки через трое), минимум двух опытных механиков, двух бухгалтеров, нескольких диспетчеров? А ведь это минимум для двух довольно больших городов. Скорее всего, они будут пользоваться имуществом и персоналом, уже имеющимися на станциях скорой помощи, то есть произойдет самое настоящее сращение бизнеса и власти.

Другая компания

Однако, как уверяет и.о. начальника Департамента здравоохранения Михаил Дуганов, не стоит критиковать эксперимент. Ведь он еще не начался. «Да, мы покупаем не машины, а лишь услуги, — подтверждает он. — С 1 января 2013 года деятельность станций скорой медицинской помощи финансируется из средств фонда обязательного медицинского страхования, и мы не можем по закону тратить эти средства на закупку автомобилей. А заказывать транспортные услуги можем!»

По словам Михаила Давидовича, теперь главврачи могут перестать переживать за ремонт транспортных средств, за бензин и водителей: «Поймите, не должны врачи заниматься ремонтом! К тому же, если по Указу Президента мы можем повышать зарплаты медицинского персонала, врачей, то этот документ не касается водителей, механиков и диспетчеров».

Как говорит Дуганов, коммерческой организации сначала предложат нанять тех водителей, которые работают на «Скорой помощи» обоих городов: «Обратите внимание, что мы не идем на аренду всего автопарка. Мы не собираемся списывать наши автомашины, возможно, позже, если эксперимент удастся, передадим наши машины районам области. Мы будем анализировать ситуацию постоянно, на мой взгляд, мы просчитали все возможные риски. Что касается ситуации в других городах, это была совершенно другая, авантюрная компания».

Главврач вологодской «Скорой» Юрий Маркевич согласен, что данный проект — прежде всего эксперимент: «Мы прикладываем усилия, чтобы сохранить свой автопарк. На сегодняшний день мы обновили наши машины на 50%. Это 14 автомобилей из 28».

Однако самая главная проблема, как говорит и главный врач, и медработники «Скорых», — это вовсе не состояние автопарка скорой помощи. К сожалению, причиной проблем подразделений является не износ, а кадровый голод. По нашим данным, сейчас машин на «Скорой» более чем достаточно, но бывали случаи, когда некоторые машины простаивали целые сутки ввиду отсутствия бригад медиков.

«Я не знаю, что делать, никто не идет работать, — честно признается Юрий Маркевич. — А вы знаете, что делать? Я вот молюсь, чтобы хоть кто-нибудь к нам пришел. И, вы знаете, не зря! Недавно к нам вернулся наш сотрудник, 61-летний врач, который приехал из Долгопрудного!»

Почему руководство области занялось в первую очередь имуществом, а не кадрами, неясно. Как сообщают СМИ в Череповце, для более чем 65 тысяч детей работает только одна педиатрическая бригада.


 

Кстати

Почти год назад крупный скандал, связанный с переводом водителей «скорой помощи» в частную компанию, разгорелся в Волгограде.

ООО «Новая скорая помощь-Волгоград» обязалось закупить новые автомобили. В самом конце декабря водители отказались выходить на линии, если их переведут на новую схему работы, сетуя на то, что у них нет никакой внятной информации о грядущих нововведениях. Водители также опасались массовых сокращений в результате преобразований.

«Мы не согласны с такими реформами. А зарплата? Мы по 20-25 тысяч получали — те, кто уже не один десяток лет на „скорой“, а теперь нас всего хотят лишить. Классности, ставок, ночных, которые 100% выплачивались. И зачем я 30 лет отпахал от звонка до звонка?» — заявил один из водителей сайту V1.ru.

В итоге в январе контракт с компанией был расторгнут в связи с неисполнением условий со стороны «Новой скорой помощи». Расторжение договора было обжаловано в суде, однако ситуации не изменило. Точку в вопросе полтора месяца назад поставил Федеральный арбитражный суд Приволжского округа.

Владимир Пешков

Автор:
Марина Чернова
Источник:
газета "Премьер"