Поток туристов на родину Деда Мороза вырастет к 2020 году в три раза - Олег Кувшинников

[Обзор прессы]

Всероссийский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» в 2013 году отмечает 15-летие. За это время число туристов, посещающих северный город в Вологодской области, увеличилось с трех тысяч человек в год до 150 тысяч. А к 2020 году поток гостей Деда Мороза должен увеличиться до 500 тысяч в год. Такую задачу поставил перед специалистами туристической отрасли региона губернатор Вологодской области. Накануне Дня рождения главного новогоднего волшебника страны — Деда Мороза Олег Кувшинников рассказал в интервью ИТАР-ТАСС о перспективах развития проекта и в целом о туристической отрасли региона.

— Туристическая отрасль названа в числе основных кластеров, на которые будет опираться экономика Вологодской области в ближайшие годы. Наряду с металлургией и химической отраслью. Какой экономический эффект область планирует получить от туризма?

— Экономика Вологодской области базируется и будет базироваться на системообразующих отраслях — металлургия, химия, лесной кластер, сельское хозяйство и машиностроение. Но мы понимаем необходимость диверсификации экономики области. В рамках плана социально-экономического развития региона мы предусмотрели развитие еще нескольких отраслей, в том числе и туризма. Мы прекрасно понимаем, что эффект, который мы получим от развития туристического кластера, может быть очень серьезным.

Уже сейчас мы видим прогнозируемое в дальнейшем 10-15 процентное увеличение числа туристов, ежегодно посещающих Вологодскую область. Если еще в 2012 году ее посетили 1,5 млн туристов, то уже в 2013 году мы прогнозируем порядка двух млн туристов. Поэтому в плане социально-экономического развития туризм стал одной из приоритетных отраслей.

В валовом региональном продукте сфера туризма занимает сегодня порядка 4 процентов. Наши планы к 2020 году — 5-6 процентов. В 2012 году в бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило более 200 млн рублей, наши планы к 2020 году увеличить поступления налогов в два раза. С 2009 по 2012 годы за счет средств инвесторов введены более 80 объектов туристской инфраструктуры в районах области. Общая сумма инвестиций составила порядка 1,5 млрд рублей. Только в прошлом году году объем инвестиций в сферу туризма составил 720 млн рублей, в 2013 году — 730. До 2018 года мы планируем направить более 5,6 млрд рублей в формирование туристской и транспортной инфраструктуры региона.

— В этом году город Вологда получила статус «Новогодняя столица России». Что такого город может предложить желающим отпраздновать здесь Новый год, чего нет ни в одном другом регионе?

— Для нас это означает, что Вологда — признанный туристический центр России. Это второй город после Казани, который принимает общероссийские новогодние торжества. И я уверен, что число туристов, которые сюда приедут, будет огромным. Вологда — это исторический центр северного края, Северо-Западного федерального округа. Здесь представлены очень серьезные архитектурные проекты и программы, туристические маршруты, которые смогут заинтересовать всех, кто приедет в нашу столицу.

Вологда привлекает туристов тем, что здесь есть такие известные мировые бренды, как вологодское масло, вологодское кружево, вологодский лен. Именно они делают Вологду узнаваемой не только в России, но и за ее пределами. Резной палисад, архитектурные деревянные памятники, наши монастыри и храмы.

Новый 2014 год Вологда встретит на Кремлевской площади, где располагается величественный Софийский собор, заложенный Иваном Грозным. В преддверии Олимпиады в Вологде состоится увлекательная программа «Физкульт-привет! Новый Год!». Это и ледовые шоу, лыжные гонки, керлинг, бобслей, «Веселый биатлон», катание по замерзшей реке на самых больших санях вместимостью до 30 человек. Катание с самой большой деревянной горки в России высотой девять метров.

— Главный Новый год страны — это, кроме всего прочего, ответственность — принять у себя большое число туристов. Справится с этим город?

— Уже сегодня в Вологде примерно 1,6 тыс мест размещения в гостиницах, мини-отелях, хостелах, примерно 4,5 тыс посадочных мест в кафе и ресторанах.

На сегодняшний день созданы рабочая группа и организационный комитет, которые будут заниматься размещением, питанием, информированием туристов. Будет организован телефон горячей линии, где любой желающий сможет узнать, какие будут проводиться праздничные мероприятия, как до них добраться, как можно разместиться, где пообедать, как работают музеи, общественный транспорт.

— В Вологодской области есть несколько туристических брендов. Но, пожалуй, главным сейчас является Дед Мороз. Удается ли развивать этот проект в условиях экономического кризиса области? Принимает ли участие в развитии проекта Москва? Ведь изначально Дед Мороз был задуман как совместный проект.

— Мы гордимся тем, что главный сказочный волшебник страны — наш русский Дед Мороз родился и проживает в Вологодской области — в городе Великий Устюг, где у него вотчина. Этот проект зародился 15 лет назад при непосредственном участии правительства Москвы. Цифры поражают — в 1998 году туристический поток в Великий Устюг составлял не более трех тысяч человек в год. В 2012 году — это уже 150 тысяч. А к 2020 году — будет уже 500 тысяч человек.

На сегодня в вотчину Деда Мороза вложено более 2 млрд рублей. Из них около половины — внебюджетные средства, и где-то 54 проц — это бюджетное финансирование. Построена уникальная резиденция, сформировано несколько серьезных туристических маршрутов. Все это говорит о том, что проект успешно развивается, несмотря на экономические трудности, несмотря на очень сложную логистику и труднодоступность.

Мы детально проанализировали финансово-хозяйственную деятельность тех структур, которые занимаются управлением вотчины Деда Мороза. Сделали реорганизацию учреждения, которое курирует эту сферу. Сейчас выстроили план развития вотчины уже на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Дальше — строительство инфраструктуры. Надо сделать, чтобы вотчина была привлекательна, чтобы она была насыщена объектами показа, туристическими маршрутами, событиями. Для этого мы договорились с Министерством спорта Российской Федерации о том, что мы построим два спортивных комплекса на территории Великоустюгского района. На вотчине Деда Мороза это будет физкультурно-оздоровительный комплекс. В самом Великом Устюге — ледовый дворец.

При поддержке правительства Москвы и мэра Москвы активно развивается самый северный в мире зоопарк. Если бы не поддержка Москвы, невозможно было бы содержать зоопарк Деда Мороза и сделать его одним из самых привлекательных туристических мест в Вологодской области. Мы заключили в этом году договор со спорткомитетом столицы о том, что вотчину посетят около одной тысячи детей из Москвы. Мы идем дальше и заключаем такие соглашения с Санкт-Петербургом. Все больше ребят, которые приезжают к Деду Морозу, изъявляют желание вернуться туда.

— Сможем ли мы когда-то увидеть на вотчине российского Деда Мороза такие же аттракционы, как, к примеру, в Диснейленде?

— Безусловно, ведется работа по наполнению вотчины Деда Мороза развлекательными объектами для детей. Ежегодно на вотчине вводятся новые аттракционы. Так, например, если в прошлом году был открыт Ледник Деда Мороза, то в этом году появился очень популярный аттракцион «Веревочный парк». Мы стараемся сделать так, чтобы на вотчине было интересно не только в новогодние праздники, но и в остальное время.

— Российский Дед Мороз принял участие в эстафете олимпийского огня. Он встретил огонь в Вологде на главной площади. И участие Деда Мороза в этом проекте не случайно. Он признан главным Дедом Морозом Олимпийских игр в Сочи. Зачем был сделан этот спортивный уклон в сказочном проекте?

— Когда Дед Мороз проехал на тройке лошадей с факелом по Кремлевской площади в Вологде, весь мир увидел его и узнал, что сказочный волшебник стал официальным Дедом Морозом Олимпиады-2014 в Сочи. И мы заявили о том, что в олимпийском парке будет открыта резиденция Деда Мороза, которая будет работать на Олимпийских и Паралимпийских играх. Там будет мастерская Деда Мороза, там будет почта Деда Мороза.

В последнее время мы продвигаем спортивные проекты и на вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. С учетом строительства новых спортивно-оздоровительных комплексов, спортивная составляющая будет только развиваться. Мы думаем, что Великий Устюг станет базой для нескольких молодежных юношеских сборных по зимним видам спорта.

— Сейчас ведь будет День рождения Деда Мороза, и он поедет в олимпийский тур по городам?

— Да, 18 ноября День рождения Деда Мороза, куда мы приглашаем большое количество гостей, друзей, сказочных персонажей из многих регионов России. Приедут олимпийские символы /талисманы зимних Олимпийских игр 2014 года — Леопард, Белый мишка, Зайка и талисманы Паралимпийских игр — Лучик и Снежинка/, и это будет фантастическое зрелище.

— Дед Мороз ведь не единственный туристический проект в регионе. Какие еще направления туризма намерены развивать в Вологодской области?

— Конечно, мы развиваем событийный туризм. Огромное количество выставок, фестивалей, событий международного масштаба — фестиваль «Российский лен», кинофестиваль «Войсес» /VOICES/, театральный фестиваль «Голоса истории». Конечно, это промышленный туризм. В городе Череповец есть предприятия с уникальным технологическим циклом, аналогов которым нет не только в России, но и в мире — это химические предприятия, металлургический комплекс, перерабатывающий комплекс, машиностроение. Конечно, это экологический туризм. У нас огромное количество лесов, рек, голубых озер — это рыболовные и охотничьи туры. Конечно, это исторический туризм. У нас много музеев, в том числе Музей кружева, аналогов которому нет в мире.

Все это выстраивается в логику создания крупномасштабного регионального туристического кластера, который обязан обеспечить увеличение числа туристов, приезжающих в Вологодскую область, к 2020 году ровно в два раза.



Автор:
Алексей Коновалов