Вопросы компенсации пригородных перевозок должны решаться на уровне руководства страны.
Первый этап сокращения должен быть запущен 15 ноября.
— По закону нам необходимо оповестить о закрытии маршрутов пассажиров. Будем раздавать листовки, развешивать уведомления в электричках, раздавать информацию в билетных кассах, — рассказывает начальник службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре — структурного подразделения ОАО «РЖД» Сергей Пастернак.
«Под нож» руководство Северной пригородной пассажирской компании собирается отправить шесть поездов: 6423 «Вологда — Череповец», 6424 «Череповец — Вологда», 6467 «Вожега — Вологда», 6496 «Вологда — Вожега», 6475/6476 «Буй — Вологда» и 6477/6478 «Вологда — Буй».
Второй этап сокращения намечен на середину декабря. В эти сроки железнодорожники планируют убрать из графика движения электрички 6049 «Череповец — Бабаево», 6050 «Бабаево — Череповец», 6481 «Вологда — Череповец», 6482 «Череповец — Вологда». Еще два поезда по маршруту Коноша — Вологда и обратно будут отменены по выходным дням.
— РЖД разработана программа по сокращению расходов, — поясняет Сергей Пастернак. — Сокращение пригородных поездов — крайняя, но вынужденная мера. Убытки всех 26 пригородных компаний в этом году подойдут к 27 миллиардам рублей. Убытки СППК в результате организации пригородных перевозок на территории Вологодской области за девять месяцев 2013 года составили более 153 миллионов рублей. Мы понимаем всю значимость таких маршрутов, как Вологда — Череповец, понимаем, что электричками пользуется большое число жителей региона, но другого выхода у нас сейчас просто нет.
В ближайшее время во все регионы страны будут направлены предложения от РЖД предусмотреть в бюджетах статьи расходов на компенсацию пригородных перевозок. По прогнозам компании, по Вологодской области в следующем году речь может идти о 257 миллионах рублей.
— Региональные власти по закону вправе регулировать количество пригородных маршрутов, поездов, вагонов, устанавливать тарифы на проезд в электричках ниже себестоимости, но при этом обязаны компенсировать убытки, которые несут пригородные пассажирские компании, — говорит Сергей Пастернак. — Надеемся, что местные власти адекватно воспримут наши требования.
Однако пока предложений об отмене маршрутов в правительство области не поступало. Мало того: с ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» заключен государственный контракт на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2013 год. Этот контракт продолжает действовать и сейчас. Все пригородные поезда, предусмотренные контрактом, продолжают курсировать по согласованному графику.
На вопросы железнодорожников, касающиеся их убытков, в правительстве отвечают, что в настоящее время в регионе действует экономически обоснованный тариф. За проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения установлен тариф в размере 20 рублей за каждую 10-километровую зону. Поэтому выделения средств из областного бюджета не требуется. Как будет развиваться ситуация с отменой электричек в дальнейшем, пока не ясно.
— Власти регионов подают нам свои заявки, касающиеся маршрутов, периодичности их курсирования, количества вагонов и так далее, — рассказывает Сергей Пастернак. — Делает это ежегодно и Вологодчина. В следующем году мы не будем осуществлять пригородные перевозки без подписанных с регионами договоров.
«Почему монопольная корпорация, 100% акций которой принадлежат государству, ведет такую политику в отношении пригородных перевозок?» — именно этот вопрос был самым популярным на недавней пресс-конференции региональных журналистов с главой РЖД Владимиром Якуниным, которая прошла в Москве.
В зале собралось около сотни журналистов из разных регионов России. И почти каждый регион старался задать именно этот вопрос, уточняя информацию по пригородным поездам своей территории.
Якунин твердо стоял на своем: РЖД не будет нести убытков, пригородные поезда — госзаказ региональной власти. И никакие доводы о сомнительности схемы формирования тарифов, о высокой прибыльности от другой структуры РЖД, занимающейся грузоперевозками (это позволяет компании в целом иметь положительное сальдо) глава Российских железных дорог не принимал.
Совершенно очевидно, что в общей кризисной ситуации, когда совокупные долги регионов превысили 1,4 триллиона рублей, вопросы компенсации пригородных перевозок становятся федеральной проблемой и должны решаться на уровне руководства страны.