Без компостирования?

[Обзор прессы]

За безналичный расчет ездить с 1 ноября гораздо выгоднее, но терминалы есть не у всех перевозчиков. Кроме того, вологжане с трудом привыкают к электронным средствам оплаты проезда. | Фото Дениса Краснова

Вологжане были шокированы подорожанием проезда в общественном транспорте до 20 рублей. А изначально перевозчики требовали повысить плату за проезд до 27 рублей.

Тарифы изменились с 1 ноября. Всю неделю в редакцию поступали многочисленные обращения от наших читателей с просьбой разъяснить, почему подорожал проезд в общественном транспорте.

Городские власти подчеркивают, что за безналичный расчет поездка обойдется гораздо дешевле: 17 рублей по карте «Электронная Вологда», 15 и 14 рублей соответственно по электронной карте Ultralight на 15 и 30 поездок и 14 рублей по карте «Забота». Однако многих горожан, пользующихся маршрутками, этот факт не утешает, ведь перечисленные карты действуют в основном на автобусах ПАТП-1.

«Я живу в Заречье и часто пользуюсь маршруткой № 49, соединяющей мой район с микрорайоном „Элма“. Прямого транспорта больше нет на этом маршруте. Мне вовсе не улыбается платить 20 рублей за каждую поездку, а электронные карты на 49-м не действуют, так что мне все эти Ultralight не помогут», — возмущен вологжанин Алексей Шилов.

«Не живут, а выживают»

В проигрыше, как выяснилось, оказываются не только пассажиры, но и ряд перевозчиков. Многие из них пока не могут поставить оборудование для безналичной оплаты на своем транспорте. «В перспективе мы задумываемся об этом, но сейчас не располагаем достаточными средствами. При этом мы оказались в менее выгодном положении, чем ПАТП-1. Если пассажиры начнут экономить, понятно, что там, где это возможно, они будут выбирать те автобусы, где можно расплатиться картами», — говорит Сергей Мальцев, директор НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды».

По его словам, весь 2013 год транспортные предприятия «не живут, а выживают». Причиной такого положения стала отмена компенсаций за провоз пенсионеров и ветеранов по карте «Забота». До осени 2012 года городской бюджет компенсировал перевозчикам эту статью расходов. После монетизации льгот так поступали многие города России, во многих такая система действует до сих пор. «Мы обращались в администрацию с просьбой пояснить причины отмены компенсации. Ответ был — в бюджете нет средств», — говорит Сергей Мальцев. Теперь деньги выплачиваются только за студентов и учащихся, пользующихся проездными на месяц.

«Проект «Городская дисконтная карта „Забота“ является социальным проектом, поэтому законом компенсации для перевозчиков в данном случае не предусмотрены изначально. Скидки по оплате проезда предоставляются транспортными организациями, являющимися участниками проекта, в добровольном порядке», — говорит Антон Мусихин, заместитель начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройству и транспорту.

На чужие плечи?

В сентябре этого года МУ ПАТП № 1, ОАО «Вологдаэлектротранс» и НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды» обратились в администрацию с просьбой увеличить тариф за одну поездку. ПАТП № 1 ходатайствовало об увеличении тарифа на проезд до 27 рублей за одну поездку за наличный расчет и до 22 рублей при оплате проезда с применением электронных карт, ОАО «Вологдаэлектротранс» просило об увеличении до 22 рублей за наличный расчет и до 19 рублей при оплате проезда с применением электронных карт, НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды» — до 25 рублей.

Городская администрация проверила финансово-экономическое обоснование этих заявлений. «Часть затрат, представленных перевозчиками в расчетах, была признана необоснованной. В результате было принято решение об установлении тарифа в размере 20 рублей за одну поездку и сделан расчет по остальным вариантам оплаты», — сообщает Антон Мусихин.

То есть фактически, когда перевозчики просят поднять тариф, то таким образом они возлагают компенсацию за провоз льготников на обычных горожан, льготами не пользующихся. Как правило, в общественном транспорте ездит не самая богатая часть населения. «Как тут ни крути, сколько ни обсуждай, все упирается в один и тот же вопрос — карту „Забота“. По ней мы возим пассажиров за свой счет», — говорит Сергей Мальцев.

Наталья Михайлова

Вопрос — ответ

На самые часто задаваемые вопросы наших читателей ответы подготовлены администрацией города Вологды.

Что такое электронный кошелёк?

Электронный кошелёк — это раздел электронной карты, на котором записывается информация о количестве денежных средств для оплаты проезда, внесенных пользователем на электронную карту в пунктах пополнения. Денежные средства на электронную карту для оплаты проезда можно внести в любом из пунктов пополнения, указанных на сайте http://e-vologda.com/punktyi-prodazh-i-popolneniya.html, и использовать для оплаты проезда в автобусах и троллейбусах города, подключенных к системе «Электронная Вологда».

По какой карте проезд будет стоить 17 рублей?

Стоимость 1 поездки составляет 17 рублей при оплате по электронной карте (из «электронного кошелька»). На сайте МУ ПАТП № 1 размещена подробная информация о тарифах для различных карт — http://e-vologda.com/tarify.html. Дополнительно обращаем внимание на то, что возможно использование электронного кошелька и на именных электронных картах школьника и студента.

Где купить электронные карты оплаты проезда?

Электронные карты оплаты проезда можно приобрести:

  • — в точках пополнения карт и подключения проездного билета (http://e-vologda.com/punktyi-prodazh-i-popolneniya.html);
  • — в торговых сетях «Золотой Ключик» и «Макси» можно приобрести электронные карты Ultralight на 15 и 30 поездок;
  • — в информационно-справочном центре «Электронная Вологда» в кинотеатре «Ленком» (ул.Пушкинская,15) можно оформить все виды электронных карт, в том числе именные карты «Школьная» и «Студенческая»;
  • — электронную карту «Забота» можно оформить в культурно-досуговом центре «Забота» (ул. Мальцева, 20);
  • — банковские электронные карты — во всех отделениях банка «Северный Кредит» в городе Вологде.

При электронной оплате проезда кондукторы останутся без работы. Зачем городу лишние безработные?

Нехватка кондукторов и явилась одной из причин принятия решения по развитию системы безналичной оплаты проезда. Самая большая проблема для автотранспортных предприятий — нехватка кондукторов. К примеру, на данный момент штат кондукторов МУ ПАТП № 1 укомплектован менее чем на 60%. Подобная ситуация сложилась и в ОАО «Вологдаэлектротранс». МУ ПАТП-1 не планирует сокращать кондукторов. Кондукторы, которые в настоящее время работают на предприятии, останутся и будут работать на маршрутах с большим пассажиропотоком (например, № 6, 19, 16 и других).

Почему до 1 ноября продавались проездные по карте «Забота» и за 500 рублей, и за 650? Если куплен билет за 500 рублей, нужно ли доплачивать?

Несколько дней после принятия решения о повышении тарифа одновременно продавались проездные и по 500 (старая цена), и по 650 рублей (новая цена). Доплачивать за проездные билеты «Забота» на ноябрь, которые были приобретены гражданами до принятия решения об изменении тарифов по цене 500 рублей, а также обменивать билеты не нужно. Они имеют такую же юридическую силу, как и проездные билеты «Забота», приобретенные гражданами после 28 октября 2013 года по цене 650 рублей.

Есть маршруты, на которых ходят только «Газели», например, № 49 или № 66. Причем там такая техника, что без слез на нее не взглянешь. Возможно ли технически установить на них терминалы электронной оплаты, и пойдут ли на это перевозчики? Ведь если не пойдут, получается, на всех маршрутках билеты автоматически будут стоить 20 рублей.

В настоящее время на обслуживании маршрута № 49 задействовано 3 автобуса типа «Газель» и 4 автобуса марки ПАЗ. ООО «Вологодское ПАТП», обслуживающим в настоящее время данный маршрут, запланирована замена автобусов типа «Газель» автобусами большей вместимости. Маршрут № 66 не входит в маршрутную сеть муниципального образования «Город Вологда», то есть фактически является нелегальным.

Техническая возможность установки терминалов электронной оплаты проезда имеется на любой тип автобусов и троллейбусов. Внедрение систем автоматизированной оплаты проезда, в том числе закупка и установка соответствующего оборудования, осуществляется перевозчиками за счет собственных средств. В настоящее время большая часть частных перевозчиков выразила желание подключиться к системе «Электронная Вологда». Кроме того, найдено техническое решение и ведется работа по переоборудованию мобильных терминалов кондукторов для обеспечения возможности оплаты проезда по электронным картам Ultralight на 15 и 30 поездок через данные терминалы.

Правда ли, что проезд в Вологде и Череповце самый дорогой на Северо-Западе?

Если сравнивать цифру за одну поездку, то действительно, в Вологде, Череповце эта цифра выше, чем в соседних регионах. Но это сравнение некорректно. Вологжане, в отличие от жителей Череповца и соседних областей, имеют возможность выбирать способ оплаты проезда — наличными или картами. В большинстве соседних регионов стоимость одной поездки составляет 17-18 рублей, она фиксированная, дополнительных вариантов оплаты не предусмотрено.

Автор:
Наталья Михайлова