Вологда включилась в программу по импортозамещению

[Обзор прессы]

Даже местные производители молочной продукции предпочитают закупать 90% наполнителей и ароматизаторов в Польше и Германии, а не у вологодских предприятий.

Даже местные производители молочной продукции предпочитают закупать 90% наполнителей и ароматизаторов в Польше и Германии, а не у вологодских предприятий.

В Вологде, возможно, скоро появится собственная интернет-площадка, на которой предприятия областного центра будут размещать свои потребности в оборудовании и сырье, с тем чтобы привлечь к выполнению заказов местный бизнес. Этот проект должен стать частью разрабатываемой сейчас на уровне области программы по импортозамещению и более тесной кооперации вологодских производителей.

Тема импортозамещения рассматривалась на недавнем заседании группы по перспективам социально-экономического развития Общественного совета города Вологды.
— Рынок Вологодской области на 60% состоит из привозной продукции: топливо, калийные удобрения, алкогольная продукция, пиво и так далее. Сейчас по поручению губернатора разрабатывается областная программа по импортозамещению, определяются ее конкретные направления. Речь идет как о прямом замещении импорта, так и о развитии кооперации между вологодскими предприятиями, — рассказал начальник департамента по реализации проектов Корпорации развития Вологодской области Сергей Мазаев.

В качестве конкретных примеров в этом направлении он привел проекты по выпуску на одном из вологодских заводов окон с деревянными стеклопакетами, строительство в Вологодском районе кирпичного завода и перевод ряда котельных с привозного угля на местные виды топлива.

Департамент экономического развития администрации Вологды тоже проводит работу по вопросам импортозамещения.

— Далеко не все руководители предприятий идут на контакт. Из отправленных нами 70 запросов по поводу того, какую продукцию наши предприятия ввозят из-за пределов области, мы получили только 35 ответов, — посетовала заместитель начальника департамента Лариса Озимкова.

Но даже из полученной информации уже складывается определенная картина. Так, местные производители молочной продукции предпочитают закупать 90% наполнителей и ароматизаторов в Польше и Германии, а не, допустим, у той же компании «Вологодская ягода». Вологодские производители колбас завозят сырье из Белоруссии, Канады, Дании и Южной Америки. И только незначительная его часть приходится на хозяйства соседней Ярославской области и сельхозпредприятие «Красная звезда» Вологодского района. В качестве причин переработчики ссылаются на то, что в нашем регионе просто нет нужного для них объемов мяса, а также на то, что наша свинина по сравнению с зарубежной замороженной неконкурентоспособна по стоимости.

И даже текстильные предприятия областного центра вынуждены из-за низкого качества местного сырья ввозить лен из Болгарии, а ткани — из Турции, Китая, Москвы и других крупных российских городов.

Даже металлопрокат машиностроительные предприятия Вологды чаще покупают не в соседнем Череповце, а у крупных трейдеров в Москве, Московской и Челябинской областях.

То же самое касается лакокрасочной продукции и двигателей, производство которых на Вологодчине просто-напросто отсутствует.

И только в строительной отрасли используются в большинстве своем местные материалы: сокольский и ярославский кирпич, вологодские и череповецкие железобетонные изделия и бетон.

— Мы сталкиваемся с информационным голодом, когда не знаем возможностей местных производителей. Выручают только личные контакты и работа в рамках областной ассоциации машиностроителей. Правда, недавно одна из вологодских фирм выполнила наш заказ, который раньше выполняла иностранная компания, — подчеркнул генеральный директор ОАО «СКДМ» Василий Галюк.

В ходе обсуждения была высказана идея организации специального сайта, на котором вологодские предприятия и фирмы, с одной стороны, могли бы размещать свои потребности в материалах и оборудовании, а с другой — публиковать свои возможности по выпуску того и другого. Подобная электронная площадка, на которой крупные промышленные предприятия — «Северсталь», «Северсталь-метиз», «ФосАгро-Череповец» — размещают заказы для малого и среднего бизнеса, в 2012 году была запущена в Череповце.
Как отметили представители Общественного совета Вологды, теперь остается решить главную проблему: как заинтересовать руководителей предприятий сотрудничать с местными поставщиками. Понятно, что административные рычаги здесь вряд ли сработают. Остаются рыночные механизмы — цена, качество и сервис.
Автор:
Алексей Третьяков