В настоящее время в детской деревне 25 детей, которых воспитывают 6 «мам». Мама-воспитатель и ее дети (на данный момент — от трех до пяти человек) живут в отдельном коттедже. | Фото Ольги Ильинской |
«Мамы» из Детской деревни SOS обеспокоены: с Нового года они должны стать многодетными приемными мамами или расстаться с детьми.
С Нового года в штатном расписании Детской деревни не будет должности «мама», соответственно, шесть женщин, работающих в этой должности, лишатся зарплаты.
По подсчетам директора деревни SOS Виталия Леуса, они станут получать больше за счет вознаграждения из бюджета, но коллектив все равно волнуется. К тому же, если женщина не станет приемной мамой для
Детские домики
В настоящее время в Детской деревне 25 детей, которых воспитывают 6 «мам». Мама-воспитатель и ее дети (на данный момент — от трех до пяти человек) живут в отдельном коттедже. Также есть должность «тети», которая помогает «маме» по хозяйству, может отвести детей в садик или школу и выполнить другие функции. Кроме того, детям и мамам оказывают помощь социальный педагог, психолог и педагог-организатор. Опекуном всех детей из Детской деревни SOS считается директор Виталий Леус.
Когда заключался договор Межрегиональной благотворительной общественной организацией «Детские деревни — SOS» c Правительством Вологодской области и фондом «Виктория», было оговорено, что в каждом доме будут жить по шесть детей. Но, как пояснил Виталий Владимирович, это не значит, что каждая «мама» в обязательном порядке возьмет на воспитание шестерых, поскольку каждая семья формируется с учетом особенностей детей.
С Нового года должности «мамы» в Детской деревне не будет, хотя все остальные должности сохранятся. Женщины, оформившие детей в многодетную приемную семью, останутся жить в Детской деревне, но заключат несколько договоров: на аренду помещения, на сопровождение (педагогом, психологом и «тетей»-помощницей), а также договор с органами опеки.
Смена формата в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в рамках общего направления социальной политики в стране: президент Путин указал на необходимость по мере возможности уменьшить количество детских домов в стране и о поддержке приемных семей и усыновителей.
И хотя Виталий Леус считает, что материальное положение мам только улучшится, некоторые мамы открыто выразили свою тревогу в беседе с «Премьером».
Мамой будешь!
«Приемный родитель — это дело добровольное, а для нас, получается, принудительное, — рассказывают „мамы“ Татьяна Максимова и Наталия Нахаева. — И у нас сейчас идет внутренняя борьба: мы привязались к детям, но по отношению к нам поступают несправедливо».
У Татьяны Владимировны в коттедже пять детей, у Наталии Михайловны — трое. Они любят своих воспитанников, но видят явное отличие между своей ситуацией и ситуацией людей, которые добровольно решили взять приемного ребенка. «Детей мы получили на усмотрение администрации, о том, чтобы мы могли выбирать, речи не шло, — говорят женщины. — И когда сейчас нужно оформить всех в приемную семью, при этом лишившись зарплаты, это вызывает естественные опасения. Ведь создание приемной семьи должно быть велением сердца, а не администрации». Как рассказывают «мамы», в настоящее время укомплектовывание Детской деревни детьми продолжается — то есть у каждой в ближайшее время может произойти «прибавление в семействе». «Нас никто не спрашивает», — говорят они.
Потеряв работу «мамы» в Детской деревне, но став, по сути, настоящими мамами, женщины, конечно, могут трудоустроиться в другое место, но вопрос в том, будет ли на это время. «У каждой из нас от трех до пяти детей, при этом нужно содержать дом в 160 квадратных метров, — рассказывают мамы. — Мы сами делаем уборку, отводим детей в школу и детский сад, а после перехода на приемные семьи понесем полную ответственность за детей».
Еще больше их беспокоят различные организационные вопросы, в том числе необходимость заключать договор аренды помещения. «В договоре сказано, что после испытательного срока оплата коммунальных услуг — на усмотрении ссудодателя, — говорят Татьяна Максимова и Наталия Нахаева. — Конечно, нас уверяют, что платить за коттедж будет комитет, но хотелось бы каких-то гарантий. И не указано, на каких основаниях мы арендуем коттедж...» Женщины боятся, что, взяв на себя полную ответственность за нескольких детей, в том числе нездоровых, они материально это не «потянут»...
Больше денег и муж
«Сейчас мамы получают зарплату (по нашим данным — около 20 тыс. рублей. — Прим. ред.) и ежемесячно из областного бюджета выделяется на содержание ребенка-школьника 7160 рублей, на ребенка-дошкольника — 5 тысяч 200 рублей, — подсчитывает он. — А при переходе на приемные семьи мамы хотя и лишатся зарплаты, будут получать вознаграждение из бюджета области: если у них не более трех детей — то по 4798 рублей за каждого ребенка, если более трех — по 6398 рублей за каждого последующего, и если ребенок-инвалид — то за него будет выплачиваться 7997 рублей в месяц. Таким образом общая сумма для каждой мамы получается больше, чем зарплата в Детской деревне. При этом названные доплаты из областного бюджета сохранятся в полном объеме, как сохранится материальная помощь на различные накладные расходы около 8 тысяч рублей в месяц, от учредителя детской деревни. Кроме того, мамы получат все льготы, полагающиеся многодетным семьям, и их пенсионный стаж сохраняется».
Виталий Владимирович пояснил, что аренда коттеджей будет для семей безвозмездной и расходы по оплате коммунальных платежей учредители Детской деревни берут на себя. По его словам, пока ни одна «мама» не заявила о своем нежелании оформлять приемную семью, женщины только вносят свои коррективы в имеющиеся планы.
«Да, мы вносим свои уточнения, — подтверждает мама-воспитатель Ангелина Голосова. — Есть ряд вопросов, которые не всех устраивают. К примеру, сначала говорилось о том, что мы увольняемся по собственному желанию, но затем было решено расторгнуть трудовые отношения по соглашению сторон и выплатить нам выходное пособие. Сейчас уточняется график работы „теть“, хотелось бы в договоре аренды упомянуть о пролонгации, договориться о компенсации за неиспользованные отпуска».
Еще один немаловажный момент. Когда в вологодскую «деревню SOS» только велся набор женщин, им ставилось условие: брачных обязательств быть не должно. На работу «мамами» брали только тех, у кого дети взрослые или могут проживать отдельно, и у кого нет мужа. Теперь же вступать в брак и проживать при этом с мужем и родными несовершеннолетними детьми на территории Детской деревни женщинам не возбраняется.