Не по пути

[Обзор прессы]

Жители и дачники Череповецкого района жалуются на то, что грузовики разбили единственную дорогу.

Деревня Шалимово Югского сельского поселения расположена в 60 км от города Череповца. Деревня большая: есть школа, пожарная часть, все дома объединены системами водо- и газоснабжения. В общем, почти как в городе, есть все блага цивилизации — живи да радуйся. Только вот радость омрачает проблема — дорожная.

13 несчастливых километров

Дорога с твердым покрытием заканчивается на въезде в населенный пункт. Далее по самому Шалимову и за ним — грунтовка протяженностью 13 км, эта дорога связывает еще несколько деревень. Жители никогда раньше не жаловались — грунтовка обслуживалась хорошо: вовремя производились ее подсыпка и грейдирование. Но несколько лет назад пришла беда, как говорится, откуда не ждали — из леса. В 2005 году лес сдали в аренду. Арендаторы развернули бурную деятельность — работа закипела, в лес поехали большегрузы... И дорога стала приходить в негодность: глубокие колеи, во время дождей ее сильно размывает. А ведь по этому пути идет не только частный транспорт, но и ездят рейсовый и школьный автобусы.

— Водитель школьного автобуса постоянно жалуется на дорогу, — рассказывает ведущий специалист администрации Югского сельского поселения Тамара Суслова. — Только вот помочь мы не в силах.

Местные чиновники не раз обращались с запросами в разные инстанции: ответы приходят, а вот помощи нет.

— Дело в том, что дорога областного значения, -поясняет Тамара Викторовна, — была бы районная — с нашей администрацией быстрее бы договорились.

Пока жители ждут решения проблемы, состояние транспортной артерии ухудшается чуть ли не с каждым днем. По словам селян, песком ее подсыпают регулярно, только это не тот стройматериал, который бы выдерживал напор тяжелой техники. Усугубила ситуацию и смена подрядной организации, которая обслуживает дорогу.

— Пока проходили конкурсные процедуры по выбору подрядчика, предписанные законом, дорога 2 месяца вообще не обслуживалась, — говорит Тамара Суслова. — Да и сейчас грейдирование проводится крайне редко. Сегодня вот первый раз за 3 недели трактор прошел (журналисты выезжали в район 3 октября — прим. редакции), а раньше 2 раза в неделю полотно выравнивали.

Рядом с дорогой тоже плохо

Ухудшают ситуацию и «придорожные» проблемы: трава не выкашивается, кустарники не вырубаются.

— В межсезонье на дорогу не выйдешь, — рассказывает староста деревни Новинка Николай Демичев. — Водоотводы не работают — все канавы заросли. Где под полотном через ручьи трубы проложены, на дороге образовались ямы. Мост, что ведет к нашей деревне, в аварийном состоянии: опорные блоки скошены.

Маленький мостик не предназначен для движения тяжелой техники, поэтому для такого транспорта организован объезд. Но местные жители говорят, что объезжают мост для легковушек далеко не все водители большегрузов. А потому велика вероятность, что жители двух деревень вообще могут остаться без транспортного сообщения с центром.

Частные предприятия, занимающиеся извозом, сокращают маршруты автобусов, предприниматели, которые возят продукты в дальние деревни, за Шалимово, тоже на дорогу жалуются. А ведь они доставляют провизию на 100 человек постоянных жителей и несколько сотен дачников, большинство из которых живут здесь по 8 месяцев в году. О качестве дорожного покрытия говорит без лишних слов и произошедший недавно случай: грибники здесь застряли — посреди дороги у недешевой иномарки переломился передний мост.

Тамара Суслова показывает ответ на депутатский запрос председателя областного парламента Георгия Шевцова, который пришел еще в 2011 году от предприятия, взявшего лес в аренду. В официальной бумаге значится, что для лесовозов построена отдельная дорога и проезжать по деревням они могут только зимой, когда движение лесовозов не наносит вреда дорожному полотну. Но в действительности увидеть большегрузы в деревнях можно круглый год. Так, корреспондентам «ГЧ» в течение получаса встретились две машины, направлявшиеся за лесом.

— Дело в том, что построенная объездная дорога длиннее этой на 20 — 25 км, — поясняет Тамара Суслова, — водители не хотят делать такой крюк и сокращают путь. На въезде в деревни были установлены запрещающие знаки, но кто-то их вырвал. А нет знака, значит, и запрета нет — водители вроде как и правила не нарушают.

Столкновение интересов

Конфликт между водителями грузовиков и местными жителями становится все острее.

— Дома у нас стоят вдоль дороги, — рассказывает дачница в деревне Фоминское Зинаида Смирнова. — Как проезжают лесовозы, печка дрожит, стены трещат, ночью спать невозможно.

А ездят машины, по словам местных жителей и дачников, в большинстве своем ночью, ведь днем селяне ругаются. В 2008 году даже дорогу перекрывали. Толку оказалось мало — «тяжеловесы» как ездили, так и ездят.

— Писали во все инстанции, — продолжает Зинаида Васильевна. — А водители, если сделаешь им замечание, так еще и ругаются в ответ.

— Можно было бы и потерпеть — понимаем, что людям работать надо, но лишь бы по деревне не гоняли на большой скорости, — поддерживает разговор дачник той же деревни Николай Куликов. — Бывает, из дому страшно выйти.

И еще тревожнее становится жителям деревень, когда они считать начинают — леса взяты в аренду на 49 лет, прошло всего 8. То есть ситуация не временная. Что можно сделать? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы позвонили директору предприятия, которое является арендатором лесов.

— Нужно понимать, что дороги у нас работают на экономику области, — пояснил Евгений Коротков. — Мы построили объезд и пользуемся им. По деревням могут ездить не только наши грузовики — дорога ведь общественная. Безусловно, если наши водители будут замечены в нарушениях, станем их наказывать. Будем более тщательно контролировать ситуацию.

Автор:
Наталья Демченко