На сайте Textura (Homo Legens) опубликовали мое эссе, посвященное Александру Башлачеву. Публикация приурочена к печальному юбилею - 30-летию со дня гибели поэта.
В эссе я рассуждаю про особенности восприятия лирики Башлачева : "Есть филологи, критики и читатели, которые считают его стихи поэзией в полном смысле этого слова без всяких «но» и оговорок. Однако есть и те, кто полагает, что тексты, изначально созданные для исполнения под гитару, не могут встать в один ряд с по-настоящему «поэтическими».
Я впервые познакомилась с творчеством Александра Башлачева в школе, в 90-е годы. В эпоху до Интернета добыть его магнитофонные записи в отдаленной деревне, где я жила, было не реально. Я могла лишь читать Башлачева в газетных и журнальных публикациях, но не слушать! И я долгое время понятия не имела, как его строки звучат под гитару. Первое его стихотворение, которое я прочитала, это "Осень". Его опубликовали в молодежном журнале "Парус" с какой-то небольшой биографической справкой. За окном моего деревенского дома тогда тоже была хмурая, мокрая, тяжелая осень, вот такая, как в этих строках:
Кони мечтают о быстрых санях - надоела телега!
Поле - о чистых, простых простынях снега.
К то смажет нам раны и перебинтует нас, кто нам наложит швы?
Я знаю - зима в роли моей вдовы.
Упс! Переводишь взгляд со страниц "Паруса" в окно, а там оживают стихи Башлачева (и как я могла их назвать песней, если я ни разу Башлачева не слышала?). Его тексты очень гармонично соотносились с деревенской действительностью. Они плавно перетекали в реальность и наоборот. "Хозяйка", "Мельница", "Лихо", "Вишня", "Егоркина былина" и другие - плоть от плоти и кровь от крови вологодской глубинки.
Как досрочник ЗК, два часа назад откинулся день.
Я опять на краю знаменитых вологданьских лесов.
Как эскадра в строю, проплывают корабли деревень,
И печные дымы — столбовые мачты без парусов.
Спустя года два после первого знакомства с творчеством поэта я впервые услышала Башлачева по радио. Это было "Время колокольчиков" Изменило ли это мое отношение к тексту, известному мне ранее только в печатном виде? - Изменило! Но только в том плане, что голос Башлачева придавал знакомым словам особую энергию, его личный внутренний огонь, который другим исполнителям повторить невозможно.