Наталья Рюмина
Жители сразу нескольких микрорайонов Вологды и пригорода остались без двадцатого автобуса, после того, как было запущено движение на улице Поэта Романова. Власти города просто решили поменять маршрут. В итоге у жителей Горок, Телецентра и улицы Можайского остался только 28 автобус. Жителям Лосты повезло чуть больше, у них есть еще единица. Администрация города оправдывает свое решение результатами научно-исследовательской работы. А жители готовятся ждать по часу единственного автобуса зимой, готовят деньги на пересадки и пишут письма в приемную Президента.
Без двадцатого автобуса остался также и пригородный поселок Харачево, у которого нет транспортного сообщения с Вологдой кроме городского. При этом поселок с каждым годом увеличивается.
Конечно, горожане и жители района возмущены таким отношением к ним. Но власти стоят на своем.
Все "по-научному"
В середине октября администрация города Вологды сообщила, что после официального открытия автомобильной дороги на улице Поэта Романова по ней будет двигаться автобус № 20 с маршрутом 6 микрорайон – ВПЗ.
«Изменить схему движения автобуса № 20 было предложено в рамках научно-исследовательской работы по оптимизации маршрутной сети. Также мы увеличим количество автобусов на линиях до семи. Конечной остановкой автобуса будет считаться не Лоста, а 6 мкр. Обновленную схему движения будем мониторить и в случае необходимости – вносить корректировки», - заявил начальник Департамента городского хозяйства Администрации Вологды Леонид Степанов
Власти сразу сказали о планах вывести дополнительные машины на маршрут автобуса № 28 “Лоста – Прилуки”. Правда, пока это все на уровне переговоров с перевозчиком.
Как только было заявлено об изменении маршрута, жители улицы Можайского, Горок, Телецентра, Лосты, а также поселка Харачево возмутились и обратились в приемную президента, с просьбой вернуть прежний маршрут «двадцатки».
«28 ходит РАЗ В ЧАС. И это считается видимо нормальным для администрации города, что люди в мороз, с детьми будут ЧАС ждать автобуса, и не факт, что залезут в него. Это очередное пробитие ДНА. Живем в 21 веке технологий. А людей лишают возможности ездить на работу и учебу»
«Вернулись на 20 лет назад. Когда в Лосту ходил 101 автобус. ЕДИНСТВЕННЫЙ. Видимо у администрации нашего города курс взят не на развитие города, а на УПАДОК. Может съездить сотрудникам администрации города в Череповец? Там взять курсы по эффективному управлению? Какой красивый и современный город стал Череповец, всё для людей сделано, большие красивые проспекты, современный общественный транспорт, большие удобные развязки, зеленые рулонные газоны даже в самых отдаленных районах города и очень много всего. Сразу видно, что администрация Череповца думает о комфортном проживании людей в город».
Такие комментарии можно увидеть под сообщениями об изменении маршрута (орфография сохранена). Уже больше недели жители пишут в социальных сетях, обращаются на прямой эфир к мэру. Но безрезультатно. Жителям предлагают добираться до города на 28-м, а затем пересаживаться на другие автобусы. С 17 октября "двадцатка" ходит по новому маршруту.
Научно-исследовательскую работу, на которую ссылаются власти в прошлом году выполнял Вологодский государственный университет. За это им был заплачен 1 млн рублей. В ее объективности уже усомнились жители Элмы, которые также два года бьются за доступность транспорта в микрорайоне.
Жители Элмы, в частности, отмечали, что микрорайон до такой степени привык, что общественный транспорт сюда плохо ходит, что многие жители сразу идут на Конева, понимая, что на Элме могут просто потерять время в ожидании автобуса. Поэтому исследовательская работа может не объективно оценить пассажиропоток
Учитывая то, что поселок Харачево к городу не относится, а, значит, его жители могли не принимать участие в исследованиях, то здесь также можно говорить о необъективности оценки пассажиропотока.
"Вся надежда на студентов"
В мае 2022 года бывший начальник департамента городского хозяйства города Вологды Алексей Шумилов рассказывал, как проводилась оценка пассажиропотока в рамках исследовательской работы. Занимались этим студенты, которые провели опросы на остановках в разных микрорайонах города. Насколько они ответственно подошли к заданию, вопрос риторический.
«Эту задачу выполняли более 100 студентов ВоГУ в течение нескольких недель. Опрашивали пассажиров, и большое спасибо всем, кто согласился ответить на наши вопросы. Также используем данные перевозчиков, которые отражены в учете и достаточно точны. Используя данные опроса и перевозчиков, мы определим потребности населения», - пояснил тогда научный руководитель проекта, преподаватель ВоГУ Анатолий Востров.
Стоит отметить, что в Харачево нет и межгородского транспорта, сюда не ходят рейсовые автобусы. В поселке нет даже остановки. Ближайшая как раз была остановка 20-го и 28-го. На единицу надо идти через жд пути. С коляской или ограниченными возможностями здоровья подняться на мост целая история.
Кстати, жители Харачево, в апреле этого года просили наладить автобусное сообщение с городом. Ведь людей, которым нужен автобус, становится все больше. Люди активно строятся и переезжают в Харачево и близлежащие деревни.
Прокуратура установила, что транспортное сообщение между поселком Харачево и Вологдой осуществляется по дорогам общего пользования «Лоста-Харачево-Андреевская» и «Вологда-Ростилово». Автобусное сообщение есть только на второй дороге, а вот первая, соединяющая деревни Бабиково, Харачево, Волочаниново лишена маршрута. Также там нет тротуара. В связи с этим в адрес директора КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» внесено представление.
А вот на появление в Харачево маршрута прокуратура повлиять не может, так как инициатива должна исходить от юридических лиц и предпринимателей. Такой инициативы, к сожалению, не было. Власти Вологодского округа пока никак не отреагировали на то, что их население лишилось "двадцатки".
В этом году под авторством заместителя мэра города Вологды Светланы Пахниной и кандидата экономических наук Ирины Секушиной вышла статья "Тенденции и проблемы развития транспортных систем крупных городов Вологодской области". Там есть интересные данные, на которые стоит обратить внимание.
Так, в статье говорится, что в 2022 году в среднем по Вологде лишь чуть более половины жителей охарактеризовали транспортную связанность между районами города как «хорошую» и «скорее хорошую, чем плохую», тогда как в Череповце такого мнения придерживаются 2/3 опрошенных.
При этом согласно данным в статье популярным видом транспорта в Вологде является автобус: в 2022 году для передвижений по городу его использовали почти 39% ответивших. Личный транспорт использовали более 1/3 горожан (35,5%), в основном пешком передвигались только 16% жителей, а услугами такси пользовались 2,3% респондентов. В Череповце передвигается по городу с помощью автобусов почти половина опрошенных (46%), чуть менее трети жителей используют в данных целях личный транспорт (31,4%).
Уровень удовлетворенности населения работой общественного транспорта, а именно обслуживанием пассажиров, технической оснащенностью, чистотой, количеством мар шрутов и частотой движения транспорта, в Вологде несколько ниже, чем в Череповце. В настоящее время более всего жители областного центра удовлетворены обслуживанием пассажиров (на это указали 64,4% ответивших), менее всего – частотой движения транспорта (51,9%).
В части успешности решения мэром города Вологды проблем транспортного обслуживания жителей мнения разделились: около 38% опрошенных считают, что проводимая им политика вполне успешна, примерно столько же людей придерживаются противоположной точки зрения.