Накануне новогодних праздников Роман Романенко встретился с главой Вологды, чтобы обсудить итоги уходящего года.
- Начнем с актуального. Недавно вы посетили Страсбург, во сколько обошлась городскому бюджету эта турпоездка?
- Турпоездкой это назвать трудно. График был очень напряженный, города за эти два с половиной дня я практически не видел.
- Так во сколько?
- Только авиабилеты. До Москвы на машине. Основные затраты берет на себя принимающая сторона.
- А когда они к нам, то мы все оплачиваем?
- Обычно только кормим за свой счет. Люди понимают, что мы не такой богатый город, как Страсбург.
- И часто вы так выезжаете?
- В этом году – первый раз. И последний, видимо.
- В чем смысл вашей поездки?
- Закончился срок действия нашего соглашения, поэтому нужно было согласовать с мэром Страсбурга план действий на следующие три года. Мы активно взаимодействуем в молодежной политике, и дети, изучающие французский язык, ездили туда, был обмен культурными и бизнес-делегациями.
Для нас было полезным изучение опыта социальной политики и муниципального управления, развития туристического бизнеса. Страсбург ежегодно принимает несколько миллионов туристов, и у нас эта сфера растет - в этом году будет более 700 тысяч, а в 2009, для сравнения, было всего около 240. Рождественские ярмарки присмотрели у них, начали делать у себя.
Сейчас ведем переговоры о сотрудничестве со страсбургским университетом. Это большое (около 50 тысяч студентов) и уважаемое в Европе учебное заведение, активно использующее в обучении самые современные технологии. Будет чему поучиться и нашим студентам, и преподавателям.
Страсбург – это еще и парламентская столица Европы, и у нас состоялась очень важная встреча в ПАСЕ с департаментом по молодежной политике. Начали переговоры, чтобы организовать на базе нашего молодежного центра «Горком 35» – европейский молодежный центр. Таких центров, под эгидой ПАСЕ, пока только два – в самом Страсбурге и в Будапеште. Третий, если получится, будет в Вологде.
- Это круто. А ничего, что нас исключили из ПАСЕ?
- Это – большая политика, а мы работаем на муниципальном уровне, на уровне народной дипломатии. И здесь очень важно не прерывать контактов, продолжать общаться и обмениваться опытом.
- Вернемся на муниципальный уровень. Мне кажется, что сейчас самое неподходящее время для внедрения платных парковок в Вологде. Не боитесь своих «дальнобойщиков» получить?
- Если так рассуждать, то подходящее время никогда не наступит. Ситуация чрезвычайная. Центральная часть города загромождена автомобилями. Это очень неудобно для пешеходов и затрудняет движение всего транспорта, особенно общественного. В часы пик, чтобы доехать из центра на окраину или наоборот, требуется час времени и более. При этом очень часто в центре стоят целый день машины людей, приехавших сюда на работу. А тем, кто приехал ненадолго, скажем, за покупками, автомобиль поставить некуда.
Во всех городах мира с этой проблемой справляются только одним способом – платной парковкой. Мы будем действовать осторожно и поэтапно, чтобы дать возможность людям адаптироваться к новым условиям. Начнем, как говорится, с себя. Сделаем платную парковку под моими окнами, на площади Революции, там, где городские служащие оставляют машины на целый день. И так в течение года, постепенно, учитывая наработанный опыт, исправляя недостатки, мы будем распространять систему на центральную часть города. Полностью планируем внедрить платные парковки до конца 2016 года.
- Чем разрешилась ситуация с бассейном «Динамо»? Там по-прежнему арестованы счета, потому что город не расплатился с подрядчиками за сделанный ремонт?
- Ситуация там неоднозначная и будет решаться в судебном порядке. Мы не должны тратить деньги из бюджета за плохо сделанную или вообще не сделанную работу. В процессе эксплуатации нами выявлены несоответствия фактически исполненных работ и подписанных актов. Есть много претензий по качеству работ и комплектации. Поэтому мы обратились с заявлением в правоохранительные органы, которые проверят законность действий подрядчика. Дело возбуждено, ведется следствие.
- Городской рынок опять не смогли продать. Будете цену снижать?
- Не хотелось бы.
- В городе клевещут, что вы хотите продать рынок нужному человеку.
- Не нашлось пока нужного человека. Изначально муниципалитет 250 миллионов хотел за него получить – они бы городу сейчас очень пригодились. Но заявок не было вообще. Убавили до 200 – тот же результат.
- Это из-за проблем со вторым этажом, который принадлежит частникам?
- Нет. Сейчас такая ситуация, что у местного бизнеса нет таких денег. Его ведь нужно не только купить, но еще и вложить деньги в модернизацию.
Мы бы хотели видеть на месте рынка красивый культурно-торгово-развлекательный центр, а это обойдется примерно в миллиард рублей. Мы искали инвестора в других городах, в Москве и Санкт-Петербурге – но Вологда для них пока не очень интересна. А цену опускать еще ниже мы пока не готовы.
- Зато первую поликлинику продали. Выгодно?
- Очень! Я уж молчал, пока шли переговоры, боялся спугнуть. А сейчас могу сказать, что очень доволен. Само по себе неправильно и некрасиво, что в самом центре города стоит и годами разрушается красивое здание, памятник архитектуры. А тут еще 76 миллионов городской бюджет получит.
- Что там будет?
- Предварительно, на втором этаже гостиница, а на первом – магазины туристической направленности с вологодской продукцией. Это наши такие пожелания. Окончательно решать будет инвестор, который еще в реконструкцию вложит от 300 до 500 миллионов рублей.
- А вы зачем журналисту Осколкову нахамили?
- … Психанул. Я живой человек, имею право. Там ведь предыстория есть. Я этот каток хотел запустить, как можно раньше. И вологжанам пообещал, что сделаю это. А потом приезжаю на объект и вижу, что льда нет, установка для заливки льда разобрана. И журналисты, которые приехали со мной, тоже видели, что работа не сделана, и каток пока не готов к работе. И Евгений Осколков тоже это видел. И в такой ситуации его предложение покататься на коньках выглядело, как издевательство.
- Вы извинились перед ним?
- …
- Евгений Борисович, я ведь не склеюсь. Вы извинились?
- Если он при личной встрече со мной признает, что был тогда не прав, я извинюсь за свою грубость.
- Ну, он молодой еще человек, вряд ли придет извиняться. Молодость ошибки не признает. Кстати, о молодости. Говорят, что ваш 20-летний сын активно занимается бизнесом, расскажите, каким?
- Никаким. Мой сын Евгений сейчас проходит срочную службу в российской армии.
- Как вы относитесь к тому, что закрылся центр по работе с ментальными инвалидами «Берег Надежды»?
- И хорошо, что закрылся. Люди, работающие с такими детьми, должны быть кристально чистыми. Много было слухов и разговоров о том, что там происходит. Мы по закону не имеем права ни вмешиваться в деятельность НКО, ни проводить проверки. Их проверила прокуратура, выявила там массу всяческих нарушений и приостановила их деятельность. Ну а дальше пусть правоохранительные органы разбираются – было там чего или не было.
- Но таким детям и их родителям очень нужна помощь, и идея центра была очень правильной и нужной.
- Готов принять инициативную группу, готов обсуждать и помогать.
- Недавно ФАС признала тариф на вывоз мусора необоснованным. Что будете делать?
- Не согласны, но будем выполнять. Это решение отменяет инвестиционную надбавку, за счет которой мы финансировали строительство нового мусорного полигона. Значит, ЗАО «Вторресурсы» будут достраивать полигон за счет собственных или заемных средств.
- Мне кажется, что, сколько живу в Вологде, столько и слышу про этот несчастный полигон.
- ЗАО «Вторресурсы» предупреждены, что в случае невыполнения наших требований, договор концессии будет расторгнут. Надеюсь, что этого не случится: уже выполнен большой объем работ и строительство вступило в заключительную стадию.
- А мы ведь опять будем новогодней столицей Русского Севера?
- Да, и я очень горжусь этим.
- А как же вся эта замечательная иллюминация, часть которой была украдена?
- Все будет на своем месте. 65 украденных фонарей находились на ответственном хранении у частной компании. Они за свой счет купили точно такие же. До 10 декабря вся иллюминация в городе должна быть установлена и запущена. Так что будет не хуже, чем в прошлом году. Мы договорились со многими предприятиями, магазинами, банками, торговыми центрами о том, что они сделают свой вклад в новогоднюю иллюминацию города и украсят свои здания.
- А вы по-прежнему встаете в 4 утра, чтобы обойти город и проверить лично, как выполняются ваши поручения?
- Встаю в 04:30. Делаю зарядку. Обхожу несколько улиц. И рано утром уже звоню своим заместителям, даю поручения. Так что можно сказать, что мои заместители тоже в 5 утра уже на дежурстве. Затем приезжаю на работу. Как правило, в 7 утра я на месте.
- Прозвучала идея о восстановлении Спасо-Всеградского собора на площади Революции. Как вы к этому относитесь?
- Это стало бы очень ответственным и серьезным решением для города. Я пока не готов это комментировать. Но точно знаю, что если соберемся, то решать и строить такой храм нужно всем миром.
- Управляющая компания «Вселенная» - банкрот. Проворовались?
- По моим данным, просто не справились. ЖКХ – бизнес довольно сложный, не у всех получается. Для нас главное, чтобы жители домов, которые эта УК обслуживала, не пострадали. Сейчас все эти дома временно переданы муниципальным управляющим компаниям. Дальнейшее решение – в руках самих жильцов. Печально, что у «Вселенной» около 20 миллионов долга перед муниципальными ресурсоснабжающими предприятиями, но будем надеяться, что какие-то суммы удастся отбить в ходе конкурсных процедур.
- Зачем обрезали парк Мира?
- В рамках проекта «Насон город» предусмотрена рекреационная зона вдоль берега парка. Сейчас там неблагоустроенная, заболоченная, подтопляемая низина. Особой парковой ценности не представляет. Предполагается дальнейшее развитие этой рекреационной зоны. По мнению ученых-экологов нашего университета все это возможно сделать без ущерба для экологии. Выведенная территория будет дополнительно озеленена ценными породами деревьев, а уровень берега поднят, чтобы избежать подтоплений.
- Надеюсь, за федеральные деньги?
- Набережную постараемся сделать за федеральные. Остальное – инвесторы.
- Не получится так, что будете отрезать от парка по кусочку и в конце концов от него ничего не останется?
- Ни в коем случае.
- Люди недоумевают по поводу новой набережной: и тротуар узкий, и отбойник некрасивый…
- Поступает много предложений от вологжан о дальнейшем благоустройстве набережной. Проведем опрос по этому поводу. Пока там автомобили ездят и отбойник необходим по ГОСТу.
Набережная – незаконченный объект. Будут еще добавлены зеленые насаждения, появятся новые арт-объекты, скамейки, площадки для рыбаков... Недавно приходили наши молодые архитекторы и предложили сделать там фонтанную группу прямо из реки, метров в сто длиной. Мне очень понравилось. Будем обсуждать с вологжанами.
- Бюджет этого года будет выполнен?
- По оптимистичному варианту планируется исполнение в 101-102 процента. По пессимистичному - 97. Планировали около миллиарда поступлений от приватизации, сейчас пока получили 960 миллионов.
- А чего нам ждать в следующем году?
- Год для нас пока совершенно непонятный и непредсказуемый. Но мы сократили расходы города примерно на 15 процентов и готовы к уменьшению доходной части. Разработано несколько сценариев развития событий в региональной экономике: от позитивного до шокового.
- А самый плохой сценарий какой?
- Он примерно соответствует параметрам 2009 года. Год был нелегкий, но мы его прошли нормально и даже развивались. Так что никаких оснований для паники я не вижу.
- Ну, не знаю, РБК сообщает, что даже торговля с начала года уже упала на 15 процентов.
- А у нас выросла на 10 процентов. Промышленность растет, открылось 3,5 тысячи новых предприятий. Будет сдано более 180 тысяч метров квадратных жилья – это абсолютный рекорд за всю историю города.
- Как бы мне в ваш город попасть?
- Чуть больше оптимизма и обязательно попадешь. Город развивается и растет. Я каждый день слежу за демографией. Вот у меня в папке по каждому дню информация. Сегодня, например, родилось 12 мальчиков и 7 девочек. А умерло 6. Вчера родилось 19, умерло – 5. Рождаемость в разы превышает смертность. С начала года родилось 4 527 ребятишек, а умерло 2 862 человека. 8 лет назад умирало примерно 4 тысячи, а рождалось только 3.
- А сколько сейчас в Вологде народу?
- Больше 320 тысяч. Было 294, когда я начинал работать главой.
- Вижу, у вас на любой вопрос есть ответ. Вы ко всему готовы. Даже к зиме?
- Даже к зиме. Все подготовлено, все системы работают стабильно. Зиму переживем.
- А там весна, пойдет крапива?
- Я серьезные вещи говорю. Я уверен, что если люди выбрали наш город, живут здесь, работают, воспитывают детей, значит – верят в свое будущее в Вологде, и верят в наш город. А это дорогого стоит.