В ноябре начальник департамента градостроительства и инфраструктуры Антон Мусихин отвечал на вопросы наших читателей о внедрении в Вологде платных парковок. Вопросов поступило очень много, для удобства мы сгруппировали их вместе с ответами по темам.
Про стоимость проекта
Сейчас эти расчеты проверяют экономисты Департамента градостроительства и архитектуры. И только после тщательной проверки будет определена и зафиксирована в постановлении городской администрации окончательная стоимость одного часа платной парковки.
Мы планируем, что это произойдет в конце ноября. И тогда я буду готов обосновать цену и предоставить общественности и прессе все наши расчеты.
Кроме того, предусматривается возможность оплаты парковки с помощью СМС, мобильных приложений, интернет-сайта, а также оплата наличными через Qiwi-терминалы. При этом необходимо отметить, что оплата парковки с помощью мобильного приложения дает возможность возврата средств на счет абонента за неиспользованное время парковки (например, если вы с помощью мобильного приложения оплатили час стоянки, а отстояли 50 минут, что отметили на мобильном приложении (прервали сессию), система пересчитает стоимость парковки и вернет ранее уплаченные средства за оставшиеся 10 минут). Так что разница в ценах вполне оправдана.
- Это будет возможно после окончательного утверждения тарифа. Все деньги от платных парковок будут зачисляться на счет муниципального бюджетного учреждения «Дорремстрой». В дальнейшем часть этих средств МБУ будет оставлять себе за поддержание и обслуживание системы, а часть отдавать инвестору – АО Ростелеком.
- Стоит, но не из бюджета. Город на этот проект не потратит ни копейки. Что касается аукциона, проведенного МБУ «Дорремстрой», то для него выносилась расчетная стоимость внедрения проекта. С паркоматами, программным обеспечением, пусконаладочными работами... Сумма, которая была выставлена на аукцион, взята не с потолка: прежде, чем ее обозначить, была изучена рыночная стоимость оборудования у поставщиков, нормативные затраты на реализацию проекта (установку оборудования, технических средств организации дорожного движения, прокладку коммуникаций и т.д.), коммерческие предложения...
Система такая: победитель конкурса (Ростелеком) является подрядчиком проекта, вкладывает свои деньги, ставит оборудование, паркоматы, программное обеспечение, словом организует запуск проекта. А обслуживать деятельность проекта будет муниципальное предприятие "Дорремстрой".
Когда проект начнет приносить деньги, то в период окупаемости часть средств пойдет "Дорремстрою" на возмещение затрат по содержанию системы, а часть полученных доходов «Дорремстрой» будет направлять на расчеты с подрядной организацией (Ростелеком) за выполненные работы. Когда подрядчик получит все свои деньги, потраченные на внедрение и запуск системы, средства, полученные от платных парковок пойдут в городской бюджет. По нашим расчетам это произойдет примерно через 3-3.5 года.
Для аналогии: вы хотите открыть магазин, но у вас нет денег для строительства здания. И вы договариваетесь со строителями, что они делают работу за свой счет, но их затраты вы компенсируете, отдавая им часть своей прибыли. До тех пор пока не расплатитесь. Это фактически, как взять кредит в банке для реализации проекта.
Почему Ростелеком? Они выиграли открытый аукцион, проведенный в соответствии с федеральным законом №44-ФЗ, и у них есть опыт реализации подобных проектов в других городах России.
Про оплату парковки
- через терминал траспортной картой "электронная Вологда"
- наличными через КИВИ-терминал
- СМС с мобильного телефона
- мобильное приложение для смартфонов
- через интернет на сайте http://vologdaparking.ru/
- Доплатить удобнее всего через мобильное приложение, интернет или смс. Что касается переплаты, то расчетное время - один час. Если оплата произведена через терминал, то деньги вернуть невозможно. А если через смс, интернет или мобильное приложение, то всегда есть возможность прервать сессию и вернуть переплаченные деньги хоть за 10 минут.
- Ночная парковка будет бесплатной - с 19.00 до 8 30. По парковке в праздничные и выходные дни вопрос еще в стадии обсуждения. Предварительно в выходные планируем сделать парковку бесплатной, а в праздничные дни - платной.
Про стоимость парковки
- Почему не два? Почему не три? Важно понять, чего мы хотим. Мы же не говорим, что ставим перед собой цель содрать как можно больше денег с населения. Мы говорим об ограничении пользования парковочным пространством в центральной части города для высвобождения транзитных участков центральных улиц и уменьшения трафика, особенно в часы пик.
- Конечно, уже учитывается. Эти вопросы мы, в частности, обсуждали на общественном совете города. Так, изначально звучала цена стоимости одного часа в 40 рублей, и мы исходили из экономических расчетов. А после обсуждения мы стараемся найти возможность снизить цену до 30-35 рублей за час.
- Запуск планируется в следующем году, ориентировочно с 1 февраля. До 31 декабря подрядчик должен выполнить все работы по установке паркоматов и отладке системы, и мы их должны принять. Плюс цикл пусконаладки и пробный период.
В этом году мы получили около 260 миллионов. И только на ямочный ремонт потратили 80. А есть еще капремонт - мы привели в порядок улицы Фрязиновская и Карла Маркса. А есть еще продолжение строительства Белозерского путепровода. Один он стоил миллиард и мы за него еще полностью не рассчитались. Мосты и путепроводы нужно ремонтировать каждый год - они просто не рассчитаны на ту нагрузку, которую сейчас испытывают.
Очевидно, что денег транспортного налога городу катастрофически не хватает даже для поддержания и развития дорожной сети. На следующий год мы запланировали потратить 150 миллионов на ремонт тротуаров. Плюс текущий (ямочный) ремонт - не меньше, чем в этом году. То есть практически вся сумма транспортного налога уже распределена. И это как раз одна из причин внедрения проекта платных парковок.
Про абонементы и резидентские разрешения
Про места для парковок
В зоне платной парковки также предусмотрены бесплатные (альтернативные) парковки, расположенные на участках:
- ул. М. Ульяновой на участке от ул.Пушкинской до ул. Герцена;
- на участке ул. Пречистенская Набережная от ул. Зосимовская до моста 800-летия;
- ул. Галкинская на участке от ул. Предтеченской до ул. Ленина;
- ул. Ленина на участке от ул. Зосимовской до ул. Галкинской.
Кроме того, мы предполагаем, что внедрение системы платных парковок подтолкнет бизнес к созданию альтернатив в районах прилегающих к центру и в самом центре с более низкой ценой, 50-60 рулей в сутки. Да они уже и сейчас есть – за Ленкомом, например, и днем она, как правило, свободна. Это уже дело бизнеса, а не бюджета, и у людей будет выбор.
Улицы для платных парковок обозначены, а до какого места неизвестно.
Места расположения платных парковок определены постановлением Администрации города Вологды от 13.08.2015 года № 6125 «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Город Вологда».
1. Улица Мира на участке от дома N 38 по улице Мира до улицы С. Орлова.
2. Улица Батюшкова.
3. Площадь Возрождения.
4. Улица М. Ульяновой на участке от улицы Герцена до Советского проспекта.
5. Улица Ленина.
6. Проспект Победы на участке от улицы Батюшкова до улицы Мира.
7. Улица С. Орлова на участке от Торговой площади до Кремлевской площади.
8. Торговая площадь.
9. Улица Лермонтова на участке от улицы Предтеченской до Пречистенской набережной.
10. Улица Пушкинская на участке от улицы Ленина до улицы Лермонтова и от улицы Козленской до улицы М. Ульяновой.
11. Советский проспект на участке от улицы Зосимовской до улицы М. Ульяновой.
12. Площадь Бабушкина.
13. Улица Зосимовская на участке от Пречистенской набережной до улицы Герцена.
14. Улица Галкинская на участке от улицы Предтеченской до улицы Ленина.
15. Улица Благовещенская на участке от улицы Мальцева до улицы Батюшкова.
16. Улица Мальцева на участке от проспекта Победы до улицы Октябрьской.
17. Улица Октябрьская (Малая Октябрьская) на участке от улицы Мальцева до улицы Батюшкова.
18. Пречистенская набережная на участке от улицы Лермонтова до улицы Зосимовской.
19. Улица Козленская на участке от улицы Зосимовской до улицы М. Ульяновой.
20. Улица Предтеченская на участке от улицы Герцена до улицы Зосимовской.
21. Улица Галкинская на участке от Советского проспекта до улицы Герцена и от улицы Ленина до улицы Лермонтова.
Про парковку во дворах
И в первом, и во втором случае требуется решение общего собрания собственников жилья. Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, любой собственник помещения может обратиться в Управление землепользования Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды (г. Вологда, ул.Ленина,2) с заявлением об этом.
А что делать людям, которые там живут и для которых в своем дворе не найдется места?
Но это разрешение будет распространяться только на одну машину на семью. И бесплатная парковка будет возможна только в зоне, непосредственно примыкающей к адресу проживания. Поэтому номер автомобиля будет "привязан" к номеру зоны. Всего таких зон будет 19.
Про штрафы и нарушения
Опыт Москвы мы используем еще и в том, что информацию о закрытых номерах будем фиксировать и передавать в ГИБДД. И собственник транспортного средства будет за это привлечен к ответственности по кодексу об административных правонарушениях.
Что касается паркоматов, то мы их, конечно, застрахуем. К тому же подобные действия - прерогатива правоохранительных органов. Но мы им поможем при помощи действующего в центральной части города программно-аппаратного обеспечения и видеокамер проекта "безопасный город".
Система Паркон будет считывать все номера автомобилей, в том числе и тех, которые припарковались на тротуарах. То есть будет проводиться видео и фотофиксация в автоматическом режиме сертифицированным прибором. Эту информацию мы будем передавать в ГИБДД, и им останется только выписать штраф.
Во время проезда Паркон фиксирует номера всех припаркованных автомобилей. Через некоторое время проезжает еще раз и снова фиксирует номера. А компьютер сравнивает полученные данные с предыдущими. и определяет номера автомобилей, которые не оплатили парковку в период более 15 минут. Информация о неоплаченных номерах передается муниципальным служащим, которые с помощью ГИБДД выявляют собственника и составляют протокол, который выносится на административную комиссию.
Все штрафы поступят в городской бюджет. Параллельно Паркон будет фиксировать и нарушения ПДД. Эта информация будет передаваться в ГИБДД.
Статьей 3.11 Закона Вологодской области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» за невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в размере, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, предусмотрено наложение административного штрафа в размере 1 тысячи рублей.
Эвакуация или блокировка транспортных средств за нарушение правил пользования платной парковкой в настоящее время не предусмотрено.
Про студентов, чиновников и инвалидов
Про пробки
Проведенные нами исследования показывают, что основная часть транспорта, паркующегося в центре (около 1,5-2 тыс. автомобилей) приезжает и уезжает из центра практически одномоментно (в «часы пик») проводя на стоянке целый день.
Таким образом, транспорт стоящий в центре и приезжающий (уезжающий) оттуда фактически одновременно (к началу рабочего дня с 07.20 до 08.30 и в конце рабочего дня с 17.20 до 18.30) создает дополнительную (значительную) нагрузку на мостовые переходы и магистральные улицы ведущие к ним в следствии чего возникают заторы.
Организация платных парковок позволит упорядочить процесс парковки в центральной части города, минимизировать долговременную парковку в центральной части города, а следовательно приведет к уменьшению трафика транспорта, направленного в сторону центра города в часы «пик». Что в свою очередь снизить образование заторов (в том числе на мостах и путепроводах), улучшит работу общественного транспорта.
Данные факты подтверждаются практикой других городов, где введение платных парковок благотворно повлияло на дорожную ситуацию: уменьшились заторы, количество аварий, а значит, и пробок.
Про общественный транспорт
Нужно сказать, что Вологда в этом смысле совсем не уникальна. По всей России система троллейбусного и трамвайного сообщения переживает не лучшие времена. Во многих городах она находится либо в предбанкротном состоянии, либо в процессе банкротства, либо вообще прекратила деятельность. Многие просто отказываются от троллейбусов и переходят на электрические или газовые автобусы.
Проблема в том, что троллейбусы и трамваи с точки зрения расширения сети очень затратный вид транспорта. Развитие контактной сети требует больших вложений. К тому же они довольно уязвимы в современном городском трафике. Любой затор или ДТП могут на несколько часов остановить их движение. Те же автобусы могут проехать по другому маршруту. Вот недавно было ложное минирование на вокзале и вся привокзальная площадь была перекрыта. Автобусы вокзал просто объехали, а троллейбусы дружно встали на мосту и прилегающих улицах, все движение по данным маршрутам фактически остановилось.
Что касается ситуации в Вологде, то, как известно, банкротство предполагает смену собственника, но не обязательно прекращение деятельности. Впрочем, даже при самом плохом варианте, если троллейбусы уйдут из жизни города, ничего страшного не случится. Мы проанализировали такой вариант и к нему готовы. Уже сейчас все троллейбусные маршруты перекрыты маршрутами автобусов ПАТП, за исключением первого. Так что мы просто увеличим количество автобусов по этим маршрутам и введем дополнительный еще один вместо первого. Такие резервы у нас есть.
Да и жалоб по работе общественного транспорта стало гораздо меньше, чем было в начале этого года - конце прошлого. К тому же и жалобы, в основном, на перебои в работе конкретного маршрута и невозможность в некоторых случаях доехать до места назначения без пересадки. При этом пересадки сейчас бесплатные, а в 90-е, если уж мы про них вспомнили, были платными. Сквозных маршрутов практически не было, пассажиропоток был больше, а автобусов-троллейбусов меньше. Так что прогресс налицо.
Что касается состояния салонов автобусов, то претензии, в основном, к частникам. Но мы не можем отвечать за тех из них, кто ездит нелегально. Впрочем, нужно отметить, что даже они обновляют подвижной состав, переходя на менее вместимые, но более новые ПАЗы.
Так что система общественного транспорта города, в основном, готова к увеличению пассажиропотока и серьезно работает над улучшением комфорта в салонах.
Организация платных парковок позволит уменьшить трафик в центральную часть города, что в свою очередь снизит образование заторовых ситуаций (в том числе на мостах и путепроводах), а, значит, позволит минимизировать срывы расписания движения общественного транспорта. Интервалы движения автобусов также будут корректироваться в зависимости от пассажиропотока.