Бездорожье в Вологде: куда пропадает асфальтовая крошка для ремонта улиц?

31.01.2020 [Общество]

Многодетные семьи в Вологде, которым были предоставлены участки в Охмыльцево на улице Космонавтов, все лето ждали, когда им отремонтируют дорогу, которая больше напоминает месиво из грязи. Для этих целей им обещали снятый после ремонта дорог асфальт – ФАМ. Его должны возвращать городу. Все лето жителей кормили обещаниями, однако ФАМа они так и не дождались. ФАМ – ценный строительный материал, и администрация Вологды должна вести его учет, однако в интернете без труда можно найти объявления о его продаже коммерческими фирмами. Где они берут этот старый асфальт?

Дорога к участкам многодетных семей в Охмыльцево. Это жители увидели вместо обещанного ремонта ФАМом. Фото Newsvo.

Вместо асфальта - мусор

О многострадальной улице Космонавтов Newsvo писал в июле 2019 года. Алексей Калганов, получивший участок для своей семьи в этом месте, весной прошлого года пришел на прием в департамент городского хозяйства, чтобы решить проблему с дорогой.

«На приеме был Шумилов (ред. – сотрудник ДГХ), депутат Земчихина и представитель общественного совета города Анатолий Дианов. Мне пообещали, что когда начнется ремонт улицы Гагарина, на нашу улицу привезут ФАМ и бой асфальта. Но в итоге все затихло», - говорит Алексей Калганов.

Машины с подсыпкой поехали на Космонавтов только после того, как люди стали возмущаться. Но в машинах не оказалось ФАМа - вместо этого на дорогу высыпали глину, бой бетона с арматурой и мусор, который должны утилизировать.

«Я позвонил бригадиру «Дорсервиса», эта фирма занималась ремонтом Гагарина, он мне ответил, что ФАМ стоит денег, и перенаправил к своему начальнику», - рассказывает Алексей.

Начальник пообещал, что старый асфальт привезут. Однако приехали снова машины с глиной, теперь вперемешку с щебнем.

«Уже перед самыми выборами в гордуму Земчихина говорила нам, что ФАМ копится. По слухам, этот ФАМ был перераспределен на Псковскую. Единственный, кто что-то сделал для нас, это Анатолий Дианов. Он привез машину битого асфальта, сам лично приехал. И уже перед самыми выборами пришло несколько машин с щебнем, который был раскатан тонким слоем».

ФАМ дорожники очень ценят. Например, в Череповце летом 2017 года этот материал направляли на ремонт грунтовых дорог. Начальник местного ДЖКХ Александр Николаев говорил, что  «при надлежащем содержании ФАМ не уступит по качеству асфальту».

Однако в администрации города Вологды так не считают. Там журналистам ответили:

 «Ввиду отсутствия твердого основания дороги по ул. Космонавтов было принято решение о подсыпке щебнем. Дополнительно сообщаем, что щебень более крупный, ФАМ лучше использовать для расклинцовки (подсыпки более мелкой фракцией крупной), но также допустимо и отдельным материалом, если основание дороги достаточно твердое».

Так выглядят дороги в Череповце до и после ремонта ФАМом. Фото "Медиа-Центр".

Под учет или на продажу?

Также администрация Вологды заверила журналистов, что весь вологодский ФАМ учитывается и используется потом для подсыпки грунтовых дорог.  При этом  Newsvo удалось найти по меньшей мере три фирмы, которые занимаются продажей асфальтовой крошки и боя асфальта, то есть ФАМа. Напрашивается вопрос: откуда тогда этот асфальт берется на продажу у коммерческих фирм?  

Так, например, в группе фирмы «Вологдаоптторг», которая занимается продажей асфальтовой крошки «из первых рук»  написано, что «Основное преимущество крошки перед щебнем в том, что в ее состав входит битум, который под воздействием солнечных лучей и тяжести проезжающих автомобилей становится более плотным, в результате чего, вы получаете надежное и долговечное покрытие по привлекательной цене». Объявление о продаже ФАМа есть и на сайте фирмы - по цене от 760 рублей за тонну (см. скриншоты с сайта и из группы в галерее)

Также продажей крошки и битого асфальта занимается фирма «Волгснаб». На сайте компании написано, что крошка есть как в наличии, так и сразу после снятия [асфальта] с апреля по сентябрь:

В 2019 году в Вологде ремонтом дорог и дворовых территорий занимались две фирмы«Магистраль» и «Дорсервис». В некоторых контрактах этих фирм оговорено, что ФАМ должен возвращаться заказчику, но в некоторых этот пункт пропущен.

Так, например, 7 октября 2019 года служба городского хозяйства заключила контракт с ООО «Магистраль» на ремонт улицы Путейской» на сумму 10 348 742,25 рублей. В требованиях к техническим характеристикам работ написано, что «при производстве работ Подрядчик обеспечивает уборку снятого материала (после вырубки, разломки или фрезерования старого асфальтобетонного покрытия) с последующей его перевозкой в места, указанные Заказчиком».

Однако 29 апреля 2019 года уже в другом контракте с «Магистралью»  этот пункт почему-то отсутствовал. Фирма ремонтировала улицы Некрасова, Предтеченской, Прокатова и Карла Маркса на сумму 155 992 845 рублей.

Та же ситуация сложилась и с контрактами с компанией «Дорсервис». В двух контрактах этой фирмы – на ремонт дорог и дворовых территорий - прописано, что снятый материал подрядчик возвращает заказчику.  Однако 29 апреля 2019 года в муниципальном контракте с «Дорсервисом» на сумму 123 004 585,20 рублей пропало обязательство на возврат снятого асфальта заказчику. По данному контракту фирма ремонтировала улицы Гагарина и Пролетарскую.

Как известно, ремонт дорог – это обязанность государства, поэтому у коммерческих структур асфальтная крошка может появиться только с государственных дорог. Мы позвонили в «Дорсервис» и в «Магистраль» и попытались купить там бой асфальта и асфальтную крошку, на что получили отрицательный ответ. Откуда тогда ФАМ появился в продаже у других фирм?

 

Ищите ФАМ на улицах города

Продажа ФАМа на сторону – это уголовно наказуемое деяние.  Так, в 2016 году в следственный комитет Кургана возбудил уголовное дело в отношении директора муниципального управления дорожного хозяйства и благоустройства города. Чиновника обвинили в превышении должностных полномочий из-за того, что он не предусмотрел возврат в муниципальную собственность отходов дорожного ремонта – всего 30 тысяч тонн. Следователи предварительно оценили ущерб, нанесенный бюджету только за один сезон, не менее чем в 10 миллионов рублей.

Главной коррупционной составляющей, по мнению курганских следователей, стало то, что глава муниципального учреждения не включил в условия контрактов с подрядными организациями возврат в собственность казны материалов, "полученных в результате фрезерования и разборки существующего асфальтобетонного покрытия". То есть, по сути, подарил ценный строительный материал компаниям-подрядчикам.

В администрации города Вологды сообщили, что в 2019 году после ремонта 18,9 км дорог и 40 дворов образовалась 2861 тонна ФАМа.

«Фрезерованный асфальтовый материал вывезен на подсыпку подъездных дорог, имеющих неусовершенствованное дорожное покрытие, к объектам благоустройства (контейнерные площадки), дворовых территорий, обустройство тротуаров по заявкам управляющих организаций (ОАО «Фрязиново», ОАО «Подшипник» и т.д.). Весь фрезерованный асфальтобетонный материал, в качестве подсыпки для поддержания ровности гравийных дорог израсходован полностью в летний период 2019 года», - ответили в администрации города. Контрактов на посыпку улиц ФАМом не нашлось. Также в администрации нам не перечислили улицы, куда был вывезен этот асфальт.

Интересно, что после этого в соцсети ВКонтакте была заблокирована группа "ВологдаОптТорг":

По информации администрации города, в Вологде 38,5 км грунтовых дорог. В 2019 году на 76 дорогах проводилась работа по подсыпке инертными материалам, применены инертные материалы – щебень, ФАМ.

Кстати, ямочный ремонт в Вологде также делается при помощи ФАМа. Технология литого асфальта, которую так хвалят в администрации, – это вторичная переработка ФАМа, об этом есть информация на сайте администрации. Напрашивается вопрос, если весь старый асфальт летом был израсходован, то чем сейчас «Магистраль» латает на дорогах дыры?

 

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика