Многодетные семьи в Вологде, которым были предоставлены участки в Охмыльцево на улице Космонавтов, все лето ждали, когда им отремонтируют дорогу, которая больше напоминает месиво из грязи. Для этих целей им обещали снятый после ремонта дорог асфальт – ФАМ. Его должны возвращать городу. Все лето жителей кормили обещаниями, однако ФАМа они так и не дождались. ФАМ – ценный строительный материал, и администрация Вологды должна вести его учет, однако в интернете без труда можно найти объявления о его продаже коммерческими фирмами. Где они берут этот старый асфальт?
Дорога к участкам многодетных семей в Охмыльцево. Это жители увидели вместо обещанного ремонта ФАМом. Фото Newsvo.
Вместо асфальта - мусор
О многострадальной улице Космонавтов Newsvo писал в июле 2019 года. Алексей Калганов, получивший участок для своей семьи в этом месте, весной прошлого года пришел на прием в департамент городского хозяйства, чтобы решить проблему с дорогой.
«На приеме был Шумилов (ред. – сотрудник ДГХ), депутат Земчихина и представитель общественного совета города Анатолий Дианов. Мне пообещали, что когда начнется ремонт улицы Гагарина, на нашу улицу привезут ФАМ и бой асфальта. Но в итоге все затихло», - говорит Алексей Калганов.
Машины с подсыпкой поехали на Космонавтов только после того, как люди стали возмущаться. Но в машинах не оказалось ФАМа - вместо этого на дорогу высыпали глину, бой бетона с арматурой и мусор, который должны утилизировать.
«Я позвонил бригадиру «Дорсервиса», эта фирма занималась ремонтом Гагарина, он мне ответил, что ФАМ стоит денег, и перенаправил к своему начальнику», - рассказывает Алексей.
Начальник пообещал, что старый асфальт привезут. Однако приехали снова машины с глиной, теперь вперемешку с щебнем.
«Уже перед самыми выборами в гордуму Земчихина говорила нам, что ФАМ копится. По слухам, этот ФАМ был перераспределен на Псковскую. Единственный, кто что-то сделал для нас, это Анатолий Дианов. Он привез машину битого асфальта, сам лично приехал. И уже перед самыми выборами пришло несколько машин с щебнем, который был раскатан тонким слоем».
ФАМ дорожники очень ценят. Например, в Череповце летом 2017 года этот материал направляли на ремонт грунтовых дорог. Начальник местного ДЖКХ Александр Николаев говорил, что «при надлежащем содержании ФАМ не уступит по качеству асфальту».
Однако в администрации города Вологды так не считают. Там журналистам ответили:
«Ввиду отсутствия твердого основания дороги по ул. Космонавтов было принято решение о подсыпке щебнем. Дополнительно сообщаем, что щебень более крупный, ФАМ лучше использовать для расклинцовки (подсыпки более мелкой фракцией крупной), но также допустимо и отдельным материалом, если основание дороги достаточно твердое».
Так выглядят дороги в Череповце до и после ремонта ФАМом. Фото "Медиа-Центр".
Под учет или на продажу?
Также администрация Вологды заверила журналистов, что весь вологодский ФАМ учитывается и используется потом для подсыпки грунтовых дорог. При этом Newsvo удалось найти по меньшей мере три фирмы, которые занимаются продажей асфальтовой крошки и боя асфальта, то есть ФАМа. Напрашивается вопрос: откуда тогда этот асфальт берется на продажу у коммерческих фирм?
Так, например, в группе фирмы «Вологдаоптторг», которая занимается продажей асфальтовой крошки «из первых рук» написано, что «Основное преимущество крошки перед щебнем в том, что в ее состав входит битум, который под воздействием солнечных лучей и тяжести проезжающих автомобилей становится более плотным, в результате чего, вы получаете надежное и долговечное покрытие по привлекательной цене». Объявление о продаже ФАМа есть и на сайте фирмы - по цене от 760 рублей за тонну (см. скриншоты с сайта и из группы в галерее).
Также продажей крошки и битого асфальта занимается фирма «Волгснаб». На сайте компании написано, что крошка есть как в наличии, так и сразу после снятия [асфальта] с апреля по сентябрь:
В 2019 году в Вологде ремонтом дорог и дворовых территорий занимались две фирмы – «Магистраль» и «Дорсервис». В некоторых контрактах этих фирм оговорено, что ФАМ должен возвращаться заказчику, но в некоторых этот пункт пропущен.
Так, например, 7 октября 2019 года служба городского хозяйства заключила контракт с ООО «Магистраль» на ремонт улицы Путейской» на сумму 10 348 742,25 рублей. В требованиях к техническим характеристикам работ написано, что «при производстве работ Подрядчик обеспечивает уборку снятого материала (после вырубки, разломки или фрезерования старого асфальтобетонного покрытия) с последующей его перевозкой в места, указанные Заказчиком».
Однако 29 апреля 2019 года уже в другом контракте с «Магистралью» этот пункт почему-то отсутствовал. Фирма ремонтировала улицы Некрасова, Предтеченской, Прокатова и Карла Маркса на сумму 155 992 845 рублей.
Та же ситуация сложилась и с контрактами с компанией «Дорсервис». В двух контрактах этой фирмы – на ремонт дорог и дворовых территорий - прописано, что снятый материал подрядчик возвращает заказчику. Однако 29 апреля 2019 года в муниципальном контракте с «Дорсервисом» на сумму 123 004 585,20 рублей пропало обязательство на возврат снятого асфальта заказчику. По данному контракту фирма ремонтировала улицы Гагарина и Пролетарскую.
Как известно, ремонт дорог – это обязанность государства, поэтому у коммерческих структур асфальтная крошка может появиться только с государственных дорог. Мы позвонили в «Дорсервис» и в «Магистраль» и попытались купить там бой асфальта и асфальтную крошку, на что получили отрицательный ответ. Откуда тогда ФАМ появился в продаже у других фирм?
Ищите ФАМ на улицах города
Продажа ФАМа на сторону – это уголовно наказуемое деяние. Так, в 2016 году в следственный комитет Кургана возбудил уголовное дело в отношении директора муниципального управления дорожного хозяйства и благоустройства города. Чиновника обвинили в превышении должностных полномочий из-за того, что он не предусмотрел возврат в муниципальную собственность отходов дорожного ремонта – всего 30 тысяч тонн. Следователи предварительно оценили ущерб, нанесенный бюджету только за один сезон, не менее чем в 10 миллионов рублей.
Главной коррупционной составляющей, по мнению курганских следователей, стало то, что глава муниципального учреждения не включил в условия контрактов с подрядными организациями возврат в собственность казны материалов, "полученных в результате фрезерования и разборки существующего асфальтобетонного покрытия". То есть, по сути, подарил ценный строительный материал компаниям-подрядчикам.
В администрации города Вологды сообщили, что в 2019 году после ремонта 18,9 км дорог и 40 дворов образовалась 2861 тонна ФАМа.
«Фрезерованный асфальтовый материал вывезен на подсыпку подъездных дорог, имеющих неусовершенствованное дорожное покрытие, к объектам благоустройства (контейнерные площадки), дворовых территорий, обустройство тротуаров по заявкам управляющих организаций (ОАО «Фрязиново», ОАО «Подшипник» и т.д.). Весь фрезерованный асфальтобетонный материал, в качестве подсыпки для поддержания ровности гравийных дорог израсходован полностью в летний период 2019 года», - ответили в администрации города. Контрактов на посыпку улиц ФАМом не нашлось. Также в администрации нам не перечислили улицы, куда был вывезен этот асфальт.
Интересно, что после этого в соцсети ВКонтакте была заблокирована группа "ВологдаОптТорг":
По информации администрации города, в Вологде 38,5 км грунтовых дорог. В 2019 году на 76 дорогах проводилась работа по подсыпке инертными материалам, применены инертные материалы – щебень, ФАМ.
Кстати, ямочный ремонт в Вологде также делается при помощи ФАМа. Технология литого асфальта, которую так хвалят в администрации, – это вторичная переработка ФАМа, об этом есть информация на сайте администрации. Напрашивается вопрос, если весь старый асфальт летом был израсходован, то чем сейчас «Магистраль» латает на дорогах дыры?