Вологодский городской суд направил приставам исполнительные листы о наложении ареста на имущество и денежные средства семьи Гордеевых, которые уже несколько месяц не возвращают семье с детьми 250 тысяч рублей предоплаты за дом, который им так и не продали. Пока действия приставов не увенчались успехом – как и предполагал обманутый Илья Курзаев, имущество оказалось переписано на знакомого семьи Гордеевых. Попытка купить дом с использованием материнского капитала обернулась месяцами хождений в полицию и потерей денег, которые семье нужны для покупки жилья. При этом предварительный договор купли-продажи был подготовлен риэлтором, к которому Илье предложил обратиться продавец.
Напомним вкратце историю (рекомендуем прочитать ее полностью, чтобы быть в курсе всех деталей). Вологжанин Илья Курзаев с женой решили в прошлом году купить дом с использованием ипотеки и материнского капитала, однако в итоге остались и без дома, и без 250 тысяч рублей, которые они отдали продавцу в качестве предоплаты. По словам Илья Курзаева, предварительный договор составляла риэлтор Хельга Райн, однако когда начались проблемы, она просто перенаправила покупателя к продавцу.
Возбуждать уголовное дело в полиции отказались, не увидев никакого преступления в том, что продавец отказался передавать дом Курзаевым, не вернув большую часть предоплаты за него. Теперь семья с двумя маленькими детьми даже не может приобрести другое жилье, поскольку им не хватает денег.
Земельный участок и дом на Железнодорожной, 142 в Прилуках, который решила купить семья Ильи Курзаева, принадлежал по документам Екатерине Гордеевой, но переговоры о продаже, по словам Ильи, вел ее брат Александр Гордеев. Дело закончилось тем, что Илья отдал за дом предоплату 400 тысяч рублей, но продавец, имея на руках подписанный с Ильей договор, продал дом другому человеку. При этом большую часть предоплаты – 250 тысяч рублей - Илье так и не вернули. Контактным лицом в повторном объявлении о продаже дома (от 4 августа) была указана Хельга.
Таким образом, между Ильей и Гордеевой Екатериной до сих остается нерасторгнутым предварительный договор купли-продажи дома, при этом сам дом уже давно продан другому человеку. В полиции посчитали, что в этом нет ничего противозаконного. В январе Илья Курзаев получил второй отказ о возбуждении уголовного дела. Он был оформлен уже после того, как в прокуратуре посчитали неправомерным первый отказ и потребовали от полиции провести повторную проверку.
В январе Илья Курзаев по совету прокурора города подал иск в суд с ходатайством об аресте имущества Гордеевых. 18 января городской суд направил приставам исполнительные листы о наложении ареста на имущество и денежные средства семьи Гордеевых – Екатерины, Александра и их родителей. Однако пока действия приставов ни к чему не привели. По словам Ильи, все оформлено таким образом, что у семьи Гордеевых ничего нет:
- Приставы сказали, у них имущества никакого нет, даже свой дом, в котором они живут все вчетвером, переоформлен на друга Гордеева, и они там живут типа по договору аренды. Судя по документам от приставов, обманутых много, раз даже свой дом на левых переписали, - рассказал Илья.
По его словам, мать Екатерины и Александра работает учителем, а трое остальных членов семьи числятся безработными.
В итоге исполнительные производства в отношении Гордеевых были прекращены по ст. 46 ч.1 п. 4 – т.е. по причине того, что у должников «нет имущества».
Действительно, как выяснил Newsvo, в 2016 году дом с девятью комнатами был переоформлен по договору купли-продажи вместе с земельным на знакомого семьи - Евгения К. Сумма «сделки», согласно договору, составила 1 млн рублей. При этом семья Гордеевых продолжает жить в этом доме.
А после того, как обманутый Илья Курзаев обратился в полицию, был заключен еще один договор. 1 января 2019 год Гордеевы подписали договор аренды дома вместе со всем находящимся в нем имуществом и бытовой техникой за 1 тысячу рублей в месяц у Евгения К.
Кроме того, суд определил наложить арест на имущество и деньги риэлтора Хельги Райн, которая составляла предварительный договор купли-продажи. По словам Илья Курзаева, он заплатил ей 3 тысячи рублей (за оценку дома). Как пояснили Newsvo в пресс-службе управления УФССП по Вологодской области, арест на имущество Хельги Райн был наложен, информация об этом передана в суд.
- Я не видел никакой оценки, договоров на её проведение не подписывал, просто перевёл ей 3000 предоплаты и все, - пояснил Илья.
Заседание суда должно быть состояться 6 марта, но его перенесли по ходатайству юриста Гордеевых. Никто из ответчиков на суд не пришел. Илья считает, что они затягивают процесс.
Скрин с объявлением о повторной продаже дома (на тот момент еще действовал договор между Ильей Курзаевым и Екатериной Гордеевой, т.е. продавать дом было нельзя).
Первый отказ в возбуждении уголовного дела был подписан лейтенантом полиции Е.В.Воробьевым и согласован начальником ОУУП ОП № 1 УМВД России по г. Вологде, майором полиции Р.Г. Валиевым 20 октября. Второй – старшим лейтенантом полиции А.В.Шугаевым 15 января. Напомним, в первом отказе было много недостоверных фактов и фактологических ошибок, о них мы писали в предыдущем материале.
Остались они и во втором отказе. Например, полицейский пишет, что якобы Александр Гордеев предложил ему возвращать долг частично по 50 тысяч рублей, но тот якобы отказался, требуя всю сумму сразу. Это неправда, более того, когда Илья много раз звонил и просил вернуть деньги, ему отвечали, что денег нет:
- Что за бред в отказе? Конечно, я бы не стал отказываться от возвращения суммы частями, их за эти месяцы уже бы тогда давно мне выплатили. Но деньги мне не возвращают. К тому же у Гордеева есть номер моей карты, если бы он хотел, он бы перевел на нее, но он этого не делает, - говорит Илья.
То есть Илья не отказывался получать долг частями. Почему же полицейский все не проверил?
Кроме того, во втором отказе вообще отсутствуют показания Хельги Райн, в отличие от первого, то есть полицейский, повторно занимавшийся этой историей, риэлтора даже не опрашивал (!).
Второй отказ, как и первый, написан сумбурно: этим оба текста напоминает стиль повествования в романе «Порою блажь великая» Кена Кизи, в котором несколько персонажей попеременно ведут речь от первого лица без указания на говорящую персону. В отказах изложение событий идет то от третьего, то от первого лица, что вкупе с множеством пунктуационных ошибок затрудняет восприятие смысла.
Некоторые моменты в отказе выглядят попросту нелепо. Например, сначала там написано, что «Гордеев Александр сообщил, что дом принадлежит его сестре Екатерине Гордеевой, а он с отцом занимается строительством и продажей домов», а потом сказано, что он «какого-либо дохода не имеет».
Отметим, что к моменту написания второго отказа в возбуждении уголовного дела срок возвращения предоплаты уже давно вышел. То, что дом 21 августа был продан другому покупателю, а Илье Курзаеву, с учетом полученных от продажи денег, предоплату после этого так и не вернули, полицейским не показалось странным. Напомним, что при подготовке первой статьи Newsvo попросил прокомментировать эту ситуацию продавца – Екатерину Гордееву. Однако на наш вопрос, почему покупателю не возвращают деньги, она не ответила, процитировав статью 137 УК РФ о нарушении неприкосновенности частной жизни.
Фактически, вся эта история служит примером того, как можно «заработать» на обмане покупателей жилья, и, если заранее позаботиться о том, чтобы имущество было записано на других лиц, можно жить спокойно – наше государство этому не препятствует.
UPD 11 марта: Илья Курзаев также направлял обращение в заксобрание области, откуда его перенаправили в УМВД по Вологодской области. Илья получил ответ из полиции, в котором говорится, что в действиях сотрудников УМВД, писавших отказы в возбуждении уголовного дела, выявлены нарушения:
- В действиях сотрудников отдела полиции № 1 УМВД России по г. Вологде выявлены нарушения уголовно-процессуального законодательства РФ, выразившиеся в ненадлжащем проведении проверки по Вашему заявлению, неоднократном вынесении необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и неисполнении указаний прокуратуры в полном объеме. В настоящее время по указанным фактам в отношении сотрудников отдела полиции № 1 УМВД России по г. Вологде назначена служебная проверка.
Опровержение
11 марта 2019 года на электронную почту редакции Newsvo поступил следующий текст опровержения, подписанный Хельгой Райн:
«В статьях «С таким счастьем и на свободе» https://newsvo.ru/news/117627 от 11.12.2019 и «Как семью с детьми в Вологде обманули на 250 тысяч при покупке дома. Часть 2». https://newsvo.ru/news/119067 от 07.03. 2019 была размещена следующая недостоверная информация:
- Доверенности со стороны Гордеева в отношении Хельги Райн на продажу дома не существовало, и сделкой по доверенности Хельга Райн не занималась.
- Договор предварительной купли-продажи не подписывался в присутствии риелтора Хельги Райн.
- 3 августа Хельга Райн не звонила Курзаеву с тем, чтобы сообщить о каких-либо изменениях в договоре купли-продажи.
- Требование о переводе денежных средств в размере 3000 рублей отсутствовало.
- Оформления ипотеки в присутствии риелтора Хельги Райн не происходило.
- Юридического сопровождения сделки купли-продажи Хельгой Райн или ее риелторским агентством не производилось.
- Контактных данных Хельги Райн не было в объявлении о продаже жилого дома, по которому Курзаев и Гордеев нашли друг друга как покупатель и продавец.
От редакции Newsvo:
По поводу пункта 7: ни в одной из указанных статей Newsvo никогда не было информации о том, что в объявлении о продаже дома, по которому Курзаев и Гордеев нашли друг друга как покупатель и продавец, были указаны контактные данные Хельги Райн. Более того, в первой статье говорится, что в объявлении был указан телефон Александра Гордеева и имя Николай.
Отметим, что пункт 2 в опровержении не соответствует той информации, которую Хельга Райн ранее сообщила полиции. В тексте отказа о возбуждении уголовного дела от 15 января 2019 года написано, что, со слов опрошенной Хельги Райн, Александр Гордеев и Илья Курзаев пришли к ней в офис (Центр правовой поддержки на ул. Козленской, 45) и попросили оформить предварительный договор купли-продажи:
- Райн Х.В. подготовила договор и передала Гордееву А. При заключении предварительного договора купли-продажи Курзаев И.А. передал Гордееву А. 400 000 рублей, т.к. Александр занимался сделкой. При передаче денег присутствовала Гордеева Е., которая и писала расписку в получении денег. Сумма сделки по договору составляла 2 300 000 рублей, - говорится в тексте отказа о возбуждении уголовного дела.
Именно так описывал события и Илья Курзаев. Он настаивает, что 3 августа риэлтор сообщила ему о внесении изменений в договор касательно стоимости дома. По его словам, этот разговор он запомнил, поскольку разница в суммах - 1 млн или 2,3 млн рублей - в его случае бы критичной, так как они собирались оформлять ипотеку, и если бы ему сразу сказали, что будет прописан только один миллион, он бы изначально не стал смотреть и покупать этот дом.
Кроме того, в отказе о возбуждении уголовного дела от 15 января 2019 года написано со слов Александра Гордеева следующее:
- За оказанием юридической помощи он [Александр Гордеев] обратился в организацию оказывающую юридические услуги, которая расположена в г. Вологде на ул. Козленской, д. 45, оф. 304. В дальнейшем для участия в судах и дальнейшего сопровождения сделки по купле продаже от имени сестры была выписана доверенность на юриста Райн Х.В. <...> 09.06.2018 года в офисе у Райн Х. был заключен предварительный договор купли-продажи. Со стороны продавца подписала Гордеева Е., со стороны покапателя Курзаев И. После подписания договора ему от Курзаева И. были переданы наличными денежные средства в сумме 400 000 рублей, так как он занимался продажей дома. (ред. - орфография и пунктуация оригинала сохранены)
UPD 30 апреля 2019 года:
В Вологде возбудили уголовное дело по факту обмана семьи на 250 тысяч рублей при покупке дома