В Шексне повторяется проблема, с которой Вологда столкнулась три года назад. На полигоне ТБО повысили тариф – и мусоровозы поехали в направлении других полигонов, а кто-то и вовсе стал устраивать несанкционированные свалки.
Две такие в середине марта обнаружились в Ершовском и Чуровском сельских поселениях. Мусор валили в заброшенные песчаные карьеры.
– Видно, что мусор в карьеры свозили не один день, – рассказывает в интервью ГТРК "Вологда" жительница деревни Поддубье Зоя Ганичева, – Близко деревня. И так там у нас свалка была рядом, так горело летом. А тут вообще и вонь, и вороны, и все на свете.
Ликвидацией помоек приходится заниматься муниципалитету. Правда, как там объяснили, нашлись спонсоры-помощники. В Ершово мусор убрала компания «сельхозхимия», рекультивировать чуровскую свалку к выходным должна была местная управляющая компания.
Проблемы с вывозом и утилизацией мусора в Шексне возникли с начала этого года. У муниципального полигона ТБО поменялся арендатор. Тендер выиграл череповецкий «АксайЦентр», предложивший самую высокую цену арендной платы – почти 7,5 млн. рублей в год. Деньги эти идут в бюджет района. Однако новый владелец в разы увеличил тариф и установив весовой контроль.
Раньше плата, как и в Вологде, взымалась с кубического метра отходов(66 рублей за кубометр). Перевозчики мусора этим пользовались и прессовали отходы. Теперь же деньги приходится платить в зависимости от веса: 797 рублей с тонны. В итоге за январь-февраль полигон принял на 40-60% меньше отходов, говорят в районной администрации.
Но мусор из дворов шекснинцев забирают вовремя. Вопрос: куда его везут? Перевозчиков заподозрили в создании стихийных свалок. Руководителю одной из компаний даже пришлось писать объяснительную для отдела экологии в районной администрации. Но перевозчики уверяют: мусор они теперь везут на более дешевые полигоны.
– Если машина легкая, сдаем мусор на шекснинский полигон. Если тяжелая – везем в на другой. Мне дешевле на 1,5 тысячи рублей сдавать мусор на череповецком полигоне, хотя там тоже принимают по весу, а на сокольском дешевле на 2 000 рублей, там принимают по кубометрам, – рассказывает Андрей Рябинин, глава «Эковтора».
По мнению же утилизаторов мусора, цена оправдана: только так возможно заниматься его переработкой без ущерба окружающей среде.
– Человек платит за мусор по утвержденному тарифу и должен знать, что эти средства не остаются в качестве сверхприбыли у кого-то в кармане, а поступают по назначению: именно для покрытия затрат, связанных с захоронением отходов, с применением современных технологий, сохраняя экологический баланс в природе. Наша компания работает в правовом поле, направляя собранные средства на поддержание работы городской свалки, организацию санитарного порядка на прилегающей зоне, строительство нового современного полигона бытовых отходов, закупку современных контейнеров для сбора мусора, организацию системы сбора раздельного мусора, – говорит представитель компании Владимир Касанин.
Раньше владельцем полигона был частный предприниматель Юрий Образцов. За аренду в муниципальный бюджет он платил 50 тысяч рублей в год. Сам же полигон приносил 3 млн годового дохода.
Теперь же новому владельцу нужно только в бюджет отдавать 7,5 млн рублей. А еще расходы на содержание, зарплату и так далее. Тариф на утилизацию отходов, лицензии на которую у «АксайЦентра» пока нет, по условиям торгов повышать тоже нельзя. Большие деньги с перевозчиков полигон берет благодаря введению тарифа на «накопление» мусора.
– Единственное, что мы можем сделать – это усилить контроль за доставкой ТБО на наш полигон, чтобы были заключены договоры между «АксайЦентром» и перевозчиками, – говорит Виктор Кузнецов, первый заместитель главы района.
Перевозчики же плату для населения пока стараются не повышать. Но боятся, что с такими тарифами они обанкротятся, и с рынка их вытеснит вологодская компания «Вторресурсы». Ведь именно ее аффилированным лицом, по некоторым данным, и является «АксайЦентр», зарегистрированный в череповецкой квартире наряду с еще 16 компаниями. Тогда «отбивать» арендную плату полигону, видимо, придется уже за счет населения.
Разбираться в конфликте перевозчиков и полигона теперь будет антимонопольная служба. Кроме того, делом заинтересовалась и прокуратура.