Убит! К чему теперь...

Никуда не исчезающий вопрос — кто и зачем. Я думаю, правы те, кто говорит, что не сам же Путин заказал убийство Немцова. Это было бы что-то чудовищное. Но все эти «сакральные жертвы», «провокации», «чтобы раскачать ситуацию» — это же всё безграничная ахинея
В пятницу вечером лёг спать очень рано и потому проснулся ночью. Машинально проверил телефон, даже не новости, а просто почту. Но в почте — экстренное уведомление от одной из деловых газет, на которую я подписан: «В Москве убит политик Борис Немцов».
Как описать это сложное и непонятное чувство, с которым я прожил выходные? Мы часто пускаем в ход эпитеты «бандитский» или «криминальный», не всегда отдавая отчёт в их точном значении. У самых стен Кремля, под прицелом десятков камер, на мушке (казалось бы) у полиции, ФСБ и ФСО расстреливают человека и спокойно скрываются с места убийства. Их не ловят по горячим следам и, давайте будем честными, уже не поймают. Скорее всего. Не должны поймать. Громкие заказные убийства не раскрываются, к этому надо привыкнуть.
Вряд ли есть чувство страха, хотя рационально оно даже напрашивается. Дело не только в Немцове. Никто не знает, по кому пройдутся дубиной — никого из моих друзей и коллег не расстреляют из пистолета у стен Кремля, но можно вспомнить Олега Кашина. Псковского журналиста Льва Шлосберга. Химкинского журналиста Бекетова. Первых двух жестоко избили, но они выжили и сейчас здоровы. Бекетова искалечили навсегда. Потом он умер.
Никуда не исчезающий вопрос — кто и зачем. Я думаю, правы те, кто говорит, что не сам же Путин заказал убийство Немцова. Это было бы что-то чудовищное. Но все эти «сакральные жертвы», «провокации», «чтобы раскачать ситуацию» — это же всё безграничная ахинея. Достаточно взглянуть на кадры траурного марша в Москве, спокойного и сдержанного. Злого, но не злобного. Посмотрите любой репортаж — это что, раскачка Майдана?
Многие не любили Немцова, многие (как я, например) — посмеивались над ним. Очень и очень многие не смотрели на него всерьёз. Но нельзя забывать: этот путь — с митингами, маршами, задержаниями и угрозами — Борис Ефимович выбрал сам. Все должны понимать, что он легко бы нашёл себе тёплое кресло в уютном кабинете — вспомним Чубайса или Кириенко.
Немцов выбрал этот путь и прошёл по нему гораздо дальше, чем все мы могли подумать. Добрая ему память.