Обнаружить себя рядом с братьями Куаши
Опубликовано

Республиканский марш в Париже в память погибших в результате бойни в редакции «Charlie Hebdo». Фото: REUTERS/Eric Gaillard
В европейских газетах , что это 11 сентября для Франции – наверное, хороший повод вспомнить себя осенью 2001 года. Мне 21 год, я, вероятно, типичен; сижу у телевизора с пивом, смотрю на происходящее глазами Данилы Багрова из главного, как уже тогда было ясно, фильма моего поколения – Америке кирдык, надо же. Потом еще много дней кликаю на банеры типа «Аллах велик, Америка глупа», с друзьями рассказываем друг другу свежие анекдоты на понятно какую тему – «Несколько гурий получили разной тяжести ранения в давке за право первой дать пилотам-самоубийцам» или «Куплю статую Свободы, можно щебенкой», но это народный подростковый уровень, на котором всегда любили черный юмор. А черный юмор откуда берется – чем пафоснее тонет в старом кино Чапаев, тем похабнее анекдоты про Василия Ивановича; чем слезоточивее истории про пионеров-героев, тем больше крови льется в стишках про «маленького мальчика», ну и так далее. Лубочный антиамериканизм русского подросткового интернета тех лет – документальное доказательство того, что на взрослом уровне Россия реагировала тогда на события в Нью-Йорке более чем нормально. Соболезнования Путина (у нас шутили – «за час до теракта»), предложение любой, даже военной, помощи, черные первые полосы газет и, что сейчас кажется почти невероятным, – вот эти «комментарии экспертов» на тему того, что все подстроило ЦРУ, или что это все вообще было постановкой, с помощью которой Буш пытается решить какие-то свои проблемы – такие комментарии были только в газете «Завтра», даже в «Комсомольской правде» их не было и быть не могло. Тринадцать с половиной лет назад, как будто вечность.
Покер-фейс министра Лаврова, выглядывающего из-за чьих-то спин на парижском марше в воскресенье – да, это очень точная иллюстрация реального положения России в современном мире, которому, так уж получилось, нет никакого дела ни до наших дедов, которые воевали, ни до духовных скреп, на которых у нас все держится, ни вообще до чего бы то ни было из вещей, без которых непредставим общественно-политический дискурс в современной Российской Федерации. Да, наверное, скорбящих французов взволновали бы , что погибшие карикатуристы сами доигрались, но французы не услышат этих слов. Скорее всего, французов возмутил бы заголовок «Комсомольской правды», убийство в редакции Charlie Hebdo резней на скотном дворе, но французы никогда не прочитают эту статью. Может быть, их испугала бы между Рамзаном Кадыровым и Михаилом Ходорковским**, но едва ли они вообще представляют себе, кто это такие. Здесь даже нет какой-то особенной новости, глухой глобальной провинцией Россия стала уже давно, но что-то европейское в нас еще осталось, и в дни больших западных потрясений мы еще вздрагиваем, непонимающе прислушиваемся, как будто столкнувшись с чем-то из давно забытого детства – вроде бы понять ничего нельзя, но, с другой стороны, вроде бы это касается и нас.
Касается, касается. Парижская трагедия легко пересказывается и на нашем языке. Люди что-то нарисовали, и их за это всех убили – это близкая и понятная нам конструкция, мы живем в этих категориях уже который год. Омерзительное зековское «отвечать за слова» в самом зловещем значении слова «отвечать», то есть пером по горлу или заточкой в бок – это у нас давно важная часть языка, без этого нас уже просто не может быть, без святынь, без поруганных чувств, без бы?чки с трибун, телеэкранов и газетных страниц. Война, религия, территориальная целостность, даже личная жизнь высших чиновников, которая у нас тоже в какой-то мере святыня, доказано , – иногда кажется, что все так всегда и было, но ведь нет, все святыни придуманы совсем недавно, какие-то годы назад на медиасовещаниях и планерках в Кремле; сидели за столами умные люди в дорогих пиджаках, совсем не дикари, читали много книжек, включая иностранные на языке оригинала. Решали текущие проблемы – рейтинги, кризис доверия, несистемная оппозиция, еще что-то. Учились и научились ставить перед обществом искусственные проблемы – фальсификация истории, весь мир против нас, чувства верующих, гей-пропаганда. Каждая из этих проблем – отличный политтехнологический кейс, с которым можно устраиваться на работу в любое пиар-агентство планеты, с гордостью указывая в резюме – «придумал рабочих Уралвагонзавода», «организовал молитвенное стояние в поддержку патриарха», «изобрел георгиевскую ленточку». Но эти кейсы, дойдя до бывших подростков, когда-то рассказывавших друг другу анекдоты про 11 сентября, каждый раз начинали жить своей собственной жизнью, и ни разу никто не подумал, что что-то пошло не так. Культура черного анекдота и лубка, всегда бывшая заведомо неприличной и маргинальной, как, кстати, и зековская этика, стала в России десятых мейнстримом.
Логика парижских убийц, нашедших карикатуры в журнале достаточным основанием для лишения жизни авторов этих карикатур – это та же логика, которая в путинской России культивируется на государственном уровне. Наблюдая за скорбящей Францией, Россия, несмотря на командированного в Париж министра Лаврова, обнаруживает себя на стороне тех мужчин с автоматами – автоматами, кстати, Калашникова, нашей гордостью и славой, еще большей, чем фетишизированные «искандеры». Это смутное чувство, что наше место по праву – в первых рядах парижского марша, а мы почему-то оказались рядом с братьями Куаши, – это чувство пока еще есть, но оно уже почти неуловимо, и никто не может гарантировать, что к следующему разу мы его не растеряем совсем и не станем аплодировать убийцам.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов
Материалы по теме