Нет слов

Большинство современников - соотечественников лишены слов, необходимых для осознания реальности, в которой они существуют. Полагаю, что сознание большинства вряд ли превосходит сознание ученика третьего класса. Большинство навряд ли сумеет объяснить, что означают такие слова как: Достоинство. Свобода. Личность. Соответственно - свобода личности.
Большинство современников - соотечественников лишены слов, необходимых для осознания реальности, в которой они существуют. Полагаю, что сознание большинства вряд ли превосходит сознание ученика третьего класса.
Большинство навряд ли сумеет объяснить, что означают такие слова как:
Достоинство.
Свобода.
Личность.
Соответственно - свобода личности. Соответственно, не могут объяснить, что такое несвобода и в чем разница. Что общего между свободой и ответственностью. И между безответственностью и несвободой.
Что такое права - не считая автомобильных. Что такое Основные права и чем они отличаются от неосновных.
Не буду говорить про экономику. Например - что такое Налог и чем он отличается от Побора? Вряд ли большинство сможет сказать, сколько они платят в год государству и куда оно идет - в их собственный двор, на район, на город или на нужды всей страны.
Зачем выборы? Чем они лучше или хуже невыборов? Что такое Выбор? Почему выбирать - трудно, почему это с некоторым усилием, почему это скорее работа, чем что-то еще?
Что такое Гражданин.
Что такое Закон. Откуда он берется. Чем отличается от Правила. Что общего между Законом и достоинством? И между беззаконием и отсутствием достоинства. Чем Закон отличается от Справедливости. Чем он лучше или хуже. Что делать с тем краеугольным фактом, что жизнь - несправедлива и справедливо устроена быть не может. Как быть с возникающей от этого психологической травмой?
Что такое Ценность? Говорят же вокруг про традиционные ценности. Что такое Традиция. Чем она хороша и чем плоха.
Ценность - вероятно ответят - это что-то важное. А что самое важное? Наверное, большинство ответит - жизнь. Потом, вероятно, почти каждый скажет - дети. Чтобы были здоровы и чтобы у них было будущее. А какое будущее? Ну, скажет почти каждый, чтобы были здоровы, чтобы работа была интересная и чтоб могли себя обеспечить. Очевидно, что из осознания этого нехитрого тезиса следует, что самое важное - это здравоохранение, образование, в том числе профессиональное, развивающаяся экономика, рабочие места. И все должно быть для этого надлежащим образом устроено. Кем устроено? В сознании соотечественника - это кем-то. Тут всегда возникает трещина. Кто-то, но не я. Кто-то должен устроить. Но соотечественник не будет рад, если кто-то, кого он десять раз не проверил, будет готовить еду для его детей, переводить их через улицу, гулять во дворе. Этот кто-то, который отвечает за будущее детей - он должен быть проверен и тобою выбран. С этим тоже вряд ли кто поспорит.
В 90-е годы я, когда была возможность, пытался говорить либералам, которые тогда были у власти - страна и люди находятся в новой реальности. У людей нет инструментов для того, чтобы осознать ее и научиться ей пользоваться. Почему не потратить немного сил и средств и провести такой национальный ликбез? У Ленина хватило ума в несколько лет создать в стране повальную грамотность. Ничего подобного сделано не было. Когда у человека нет понятийного аппарата, нет Слов, чтобы объяснить себе реальность - он испытывает естественный стресс. Одна из причин ненависти широких масс к 90м - именно этот стресс. Он же - причина бесчисленных параноидальных конструкций.
Стресс, неспособность объяснить себе реальность - причина массового психоза и дебилизации. Регрессия, как известно со времен Фрейда - самая естественная реакция на стресс. Если я не понимаю, того , что происходит, то начинаю объяснить происходящее на языке детского сада - Коля меня обижает, Маша замышляет, Федя - ябедничает, я хочу машинку, а они не дают. Язык, на котором говорят дяди и тети в телевизоре. Когда «нет слов» - наступает регресс.
Чтобы в России началась подлинная модернизация и нормальное движение вперед, необходимы всем понятные установления жизни. Владимир Пастухов недавно написал про основы воображаемой новой конституции. Я с ним совершенно согласен. Конституция, хотя бы в основной части должна быть понятна и наизусть знакома всем. Как в Америке Декларация Независимости. И она должна быть основана, выведена из ценностей, которые понятны каждому и которые разделяются каждым. Из простой необходимости лучшей жизни для детей логически выводится вся система функционирования государства, так, что это будет ясно любой вменяемой мамаше.
Эта работа - формулирование основ - не была проделана за последние 25 лет. Это на самом деле то, чем должна заниматься здесь оставшаяся еще интеллигенция.
Большинство людей живет сейчас в мире семантических галлюцинаций. В смысловом вакууме. Их окружает мир слов, значения которых никто не понимает. Часто эти слова в устах некоторых означают нечто противоположное собственному смыслу. Люди не живут в реальности, пока не имеют возможности ее адекватно описать. Они живут в бреду, в мире иллюзий. Снабжение людей словами, адекватными терминами имеет, кроме всего прочего, терапевтическую функцию.
В обществе должно быть согласие в отношении того, что такое хорошо и что плохо. Что можно и чего нельзя. Принадлежность к большой группе, с которой у тебя есть консенсус по основным вопросам создает идентичность. Идентичность, которую можно назвать Нацией. Слово, значение которого вряд ли объяснят 9 из 10-ти.