Педагогическое наследие Ефима Израилевича Пассова
Ефим Израилевич Пассов – высочайший отечественный специалист в области методики иноязычного образования. На протяжении многих лет он развивал технологию коммуникативного обучения родному и иностранным языкам. Приобрести его методические пособия можно в интернет-магазине «Диалог» для педагогов иностранного языка https://dialogbookshelf.com/.
Ефим Израилевич Пассов – высочайший отечественный специалист в области методики иноязычного образования. На протяжении многих лет он развивал технологию коммуникативного обучения родному и иностранным языкам. Приобрести его методические пособия можно в интернет-магазине «Диалог» для педагогов иностранного языка
Принципы коммуникативной методики
Несмотря на то, что коммуникативная методика в изучении иностранных языков стала популярна в последние пять-семь лет, ее всему мировому ученому сообществу предложил Пассов еще в 1968 году.
В ходе выступления на международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, лингвист предложил следующие базовые принципы:
- речемыслительная активность. Задача педагога – помочь учащимся начать думать на иностранном языке;
- индивидуализация. Занятия должны строиться на примерах, которые интересны ученикам;
- функциональность. Нужно в первую очередь передавать те знания и умения, которые будут полезны в повседневной коммуникации;
- ситуативность. Изучение иностранного языка должно идти в контексте конкретных ситуаций, которые часто случаются в жизни;
- новизна. Этот пункт Пассов добавил в 2000 году, когда стало понятно, что на уроках нужно использовать свежие примеры и идеи, которые актуальны для современных школьников.
Именно эти моменты стали основными при развитии и становлении коммуникативной методики, которую педагоги используют сегодня.
Алгоритм изучения иностранного языка
Согласно теории коммуникативной методики в первую очередь нужно развивать навык говорения, который неразрывно связан с письмом и слушанием. Работа над каждым навыком строится на трех этапах:
- формирование. Урок строится исключительно на прослушивании материала с дополнительными визуальными опорами (видео, изображения, жесты, записи);
- совершенствование. Работа на данном этапе идет с разговорным текстом. Это напечатанные диалоги, монологи и полилоги, которые часто можно услышать в повседневной жизни;
- окончательное развитие. Дети уже готовы перенести полученные знания на практику. Они начинают устное и письменное общение в парах и группах.
По такому алгоритму сегодня происходит обучение родному и иностранному языку. Данная методика позволяет детям в удобном темпе изучать и совершенствовать свои знания, понимая суть языка, а не просто зазубривая новые слова и выражения.
И в этом огромная заслуга Ефима Израилевича, который до последних дней своей насыщенной жизни сохранил верность педагогическим идеалам и смог передать их своим молодым коллегам.