В России появился сайт, на котором можно создавать генеалогическое древо своей семьи, искать информацию о родственниках и делиться своими исследованиями с другими участниками. И всё это бесплатно. По задумке создателей, ресурс familio.org станет конкурентом таких популярных в мире генеалогических платформ как Ancestry и MyHeritage. Открытие нового сервиса состоялось в апреле этого года.
В команде этого российского проекта работает вологодский историк Денис Самойлов, который уже несколько лет оцифровывает архивные документы и публикует их в открытом доступе. Так, например, ранее мы рассказывали, как в Соколе оцифровали дореволюционные списки жителей, в Вологде создали онлайн-базу списков жителей 1917 года. Помимо этого, Денис активно консультировал вологжан по вопросам составления генеалогического древа и поиска родственников через архивы. Сейчас вологжанин возглавляет отдел контента нового сервиса.
Какие полезные данные для семейного архива здесь могут найти вологжане? Как вести поиск? И какие интересные истории можно раскопать в ходе таких поисков? Эти и другие вопросы NewsVo задал участникам команды этого ресурса: генеральному директору Александру Воробьёву и руководителю отдела контента Денису Самойлову.
Коллаж Павла Гончарова
– Как получилось, что вас настолько затянула работа с архивами?
– Изначально я пришёл в архив в 2017 году с прикладной целью: узнать точную дату рождения прадеда, Василия Александровича Самойлова, чтобы установить табличку на могилу, – рассказал Денис Самойлов. – Но с первого дореволюционного документа настолько заинтересовался, что с тех пор занимаюсь генеалогией. Тогда доступ к документам был возможен только в архиве, куда было попасть не так-то просто, так что параллельно я запустил небольшую кампанию по оцифровке исторических списков населения. Она началась с малого, со списка прихожан Боровецкой церкви, но сейчас с волонтерской помощью удалось перевести в электронный вид и сделать общедоступными уже сотни тысяч записей о жителях Вологды, уезда и губернии. Преимущество этих списков таково, что они оказались в поле зрения поисковых систем, то есть ими может воспользоваться любой человек, даже не подозревающий об их существовании, просто вбив фамилии своих предков в поисковике.
Некоторое время спустя, мне предложили присоединиться к Familio, где работаю уже год. Этот проект создает настолько сложные и фундаментальные генеалогические базы данных, что этот труд точно нас всех переживет.
Сейчас я занимаюсь вопросами наполнения нескольких баз данных: реестром исторических населенных пунктов, церквей, а также списками исторических персоналий. Информацию черпаем, в основном, из открытых источников.
Например, часть информации о населенных пунктах Вологодской губернии мы смогли обработать и добавить на сайт, потому что нужная литература была оцифована сотрудниками Вологодской областной библиотеки. Вологодская область, с ее большими краеведческими традициями, стала одним из пилотных регионов.
– Как появилась идея создания именно российского генеалогического сервиса?
– Я много думал над тем, как можно было бы развить оформление родословных книг и семейного древа, – рассказал Александр Воробьёв, генеральный директор familio.org. – И однажды - хорошо помню, что это было раннее утро! - сформировал концепцию такого проекта. Проект должен объединить генеалогический сервис: страницы людей и древа; краеведческий сервис: населенные пункты и маркетплейс по генеалогическому поиску.
Генеалогия должна быть прозрачной для человека. Это, прежде всего, профессиональный подход к работе с документами, умение их понимать и видеть широкую картину за фактами. А для того, чтобы поиски документов и связи выстраивались полноценно, нужны базы данных населенных пунктов и архивных документов.
Скриншот сайта Familio
– Как пользоваться этим ресурсом?
– Сайт состоит из четырех разделов, каждый из которых — своя база данных: Люди, Фамилии, Места и Архивные документы, – пояснил Александр Воробьёв.
«Люди» — это страницы, которые создают пользователи. По сути, это социальная сеть, где можно создать профиль родственника или близкого человека. По этим страницам можно вести поиск, в котором также участвуют записи из справочников, например, из списков избирателей 1917 года, – поясняет Александр Воробьёв.
«Фамилии» — это страница по каждой фамилии, которая объединяет страницы людей, которые ее носят, и пользователей, которые этой страницей интересуются. Пользователь может добавит любую фамилию к себе в профиль и указать место, откуда именно происходят эти его Ивановы или Венедиктовы.
«Места» — это база данных населенных пунктов России, сейчас в ней почти 210 000 мест. Мы не только взяли все существующие населенные пункты, но и сопоставили записи справочников 19 века и карт. Благодаря этому у нас в системе есть 54 000 населенных пункта, которых сейчас не существует. Мы посчитали, что во всех этих населенных пунктах жило 90% населения, то есть 9 из 10 наших пользователей найдут деревню своей бабушки.
«Архивные документы» — это база данных заголовков фондов, описей и дел, связанных с другими разделами сайта – всего около 10 миллионов записей. В ней можно искать по фамилии или по названию населенного пункта.
Кстати, как раз по Вологодской области около 70% метрических книг и исповедных ведомостей будут доступны посетителям.
– Трудно ли искать «своих» по базам данных?
- Есть несколько путей работы с сайтом, – говорит Александр Воробьёв
Во-первых, пользователь может создать страницы своих родственников и предков в разделе «Люди». На нашем сайте можно написать подробную биографию человека в свободной форме, а также отметить события из жизни предка и указать, в каких местах они происходили. Это позволит сохранить и систематизировать ту информацию, которая есть в вашей семье, а также расставить зацепки для дальнейшего поиска другим пользователям: все открытые страницы людей отображаются не только в личном кабинете пользователя, но и на страницах населенных пунктов, где эти людей родились, жили, учились, служили в армии или хоть как-то связаны.
Во-вторых, пользователь может начать с раздела Фамилии. Например, зайдя на страницу фамилии Самойлов пользователь увидит, что есть люди, родившиеся в разных местах, в частности и в Вологодской области, и может вспомнить рассказ своего деда, что его отец — из такой-то деревни. Зайдя во вкладку «Пользователи», он увидит, что в Вологодской области есть род Самойловых из деревни Рассоха Сокольского района, а еще, что Самойловы жили в Оренбургской, Тверской областях и Пермском крае. Это может дать ему зацепки для дальнейшего поиска: например, он может связаться с другими пользователями, которые указали ту же деревню.
В-третьих, если известна деревня, откуда родом дедушка или бабушка, можно найти эту деревню в поиске по разделу «Места» или на карте, и на ее странице посмотреть фамилии были в этом населенном пункте и людей, которые там родились или жили. Эту информацию добавляют пользователи сайта.
Скриншот страницы сайта Familio.
– Какие открытия о своей семье здесь можно сделать?
– Поиски семейной истории — это общее дело, поэтому важно оставлять другим людям какие-то зацепки, делиться информацией, которую наши сами, чтобы ее могли находить и другие люди, – говорит Александр Воробьёв.
Например, однажды мы обсуждали с моим знакомым его родственников, и выяснилось, их прабабушка родилась в той же деревне, откуда предки моей жены — в соседней с Вологодской Олонецкой губернии, это нынешняя Архангельская область. В нашем семейном архиве была дореволюционная фотография из этой деревни, и мы отправили этим новообретенным родственникам ее скан, а они нашли там кого-то, похожего на свою маму. Так, благодаря рассказам удалось найти не просто информацию, но даже уникальную фотографию.
– Какие открытия стали самими впечатляющими для вас самих, в ходе с архивными документами для этого проекта?
– Мы, в основном, занимаемся созданием баз данных, и открытия там интересны узкому кругу любителей таких баз данных, – говорит Денис Самойлов. – Например, в Кадниковском уезде обнаружилось несколько деревень, принадлежавших Императорскому человеколюбивому обществу.
А что касается поисков информации о своей семье, то с каждой найденной подробностью поиск становится всё более увлекательным.
О моём прапрадеде, Александре Самойлове, было известно, что он выстроил двухэтажный дом в деревне. Я не придавал этому особого значения, казалось, что раньше самостоятельно построить дом — это в порядке вещей, а что двухэтажный, так, стало быть, хорошо жили. Однако, когда начал во всем этом разбираться, то история начала приобретать неожиданные оттенки.
Обнаружилось, что в Боровецкой волости (сейчас это город Сокол), где жил прадед, каждый третий дом был двухэтажным, когда как в целом по уезду 95% домов были одноэтажными. При этом по статистическим материалам нельзя было сказать, что остальным параметрам здесь жили как-то сильно лучше среднего. Оказалось, что традиционно крестьяне в этой местности занимались плотничеством. Большинство уходило на заработки в уездный город, откуда, по всей видимости, они и переняли двухэтажность и ряд других черт городской застройки.
Точно сказать, когда это ремесло появилось, сложно. Самые ранние найденные упоминания приходятся на 1860 год, где плотничьи работы упоминаются среди повинностей местного крестьянства. Со временем у них сформировалась соответствующая репутация, и словосочетание «боровецкий плотник» начало периодически мелькать в газетах и, судя по всему, немало старых домов в Вологде было построено их руками. Плотники в Соколе есть и по сей день, однако немногие из них подозревают о том, насколько богатая история у этого ремесла.
Тот самый двухэтажный дом в деревне, который выстроил прапрадед Дениса Самойлова.
История
О том, как за рубль деньгами и полторы бутылки водки лечили от «худого глаза»
– Моему другу повезло с фамилией, очень редкая, – рассказал Денис Самойлов. – Благодаря этому обстоятельству удалось найти прекрасную заметку из старой газеты. Так, один его однофамилец, проживавший буквально в считанных километрах от места рождения его деда – а тут, простите за каламбур, к гадалке не ходи, точно какой-то родственник, – попал в прессу по следующему поводу:
«Совсѣмъ недавно къ одному врачу въ Вологдѣ обратилась крестьянка Смирнова изъ деревни Починги, Ватлановской волости. Еще полтора года назадъ она стала плохо слышать и никакъ не могла понять отчего это случилось: то-ли отъ «худого глаза», то-ли отъ «комухи» (лихорадки).
Услужливыя кумушки посовѣтовали ей сходить въ д. Широгорье къ извѣстному вѣдуну и врачевателю Пеструхину. Сказано-сдѣлано... За рубль деньгами и за полторы бутылки водки Пеструхинъ взялся лѣчить, поставивъ непремѣннымъ условіемъ свято исполнять его предписанія. Курсъ лѣченья оказался несложный: знахарь далъ больной двѣ бутылки какой-то водицы и предписалъ ей лечь въ кровать и вливать въ ухо цѣлебную водицу. При этомъ больная должна была лежать на одномъ боку, не поворачиваясь и подливать, не переставая, водицу по мѣрѣ того, какъ она всасывается. Отпуская больную, Пеструхинъ заявилъ: «Когда будетъ лучше (!) приходи къ мнѣ опять!».
Смирнова точно исполнила все предписанное и черезъ два дня лѣченья окончательно оглохла. Такъ какъ ей не стало лучше, то къ знахарю идти она не рѣшилась, а стала лѣчиться, «домашними средствами». Разумѣется, такимъ образомъ, она дѣла не поправила и вотъ теперь, когда черезъ полтора года Смирнова обратилась къ врачу, оказалось, что необходима очень серьезная операція, которую ей посовѣтовали дѣлать въ Москвѣ».
Вологодская жизнь. 1908 год. №30.