Запрещенный в служении бывший епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан бежал в Лондон и дал интервью «Радио Свобода», в котором рассказал, что пал жертвой спецслужб, а к наркотикам никакого отношения не имеет.
Ранее ряд СМИ опубликовал информацию о том, в феврале 2020 года сотрудники отдела по борьбе с незаконным наркоборотом ФСБ России провели обыски в квартире Флавиана в Санкт-Петербурге, где постоянно проживает 22-летний молодой человек по имени Каин Монтанелли. По данным «Череповецкой истины», силовики обнаружили не только наркотическое вещество, но и целую лабораторию по производству синтетического наркотика, возбудили уголовное дело по его незаконному обороту.
Флавиан в интервью рассказывает эту историю по-другому. Его друг Монтанелли действительно замешан в деле о наркотиках. В декабре 2019-го его задержали вместе с двумя другими молодыми людьми, обвинив в производстве наркотиков. Как выяснил впоследствии через адвокатов Флавиан, следствие считает, что молодые люди сначала выращивали и продавали марихуану, а потом познакомились в даркнете с неким человеком под ником Президент, который предложил им бизнес покрупнее (по мнению Флавиана, Президент был агентом ФСБ). Каин и его сообщники сняли дачу в Тосненском районе Ленинградской области, где и занимались производством наркотиков.
— В квартире епископа также прошёл обыск, у него изъяли паспорта, кредитные карты, мобильные устройства и 570 тыс. рублей, его допросили, взяли смывы с волос и ногтей на наличие наркотиков, но ничего не нашли и отпустили. В распоряжении редакции есть протокол обыска, а также письмо от петербургской коллегии адвокатов «Юстум» в Высший церковный суд РПЦ, где утверждается, что никаких запрещённых наркотических и психотропных веществ в биологических материалах Максима Митрофанова обнаружено не было, — сообщает «Радио Свобода».
Флавиан также сообщил, что силовики предлагали ему сотрудничество по делу, но он отказался.
Труды епископа вознаграждались с лихвой: только официальное церковное содержание доходило до полутора миллионов в месяц, причём, как утверждает Флавиан, это нормальный доход епископа РПЦ.
Весной стало известно, что Флавиан подал прошение уйти в отставку, якобы по состоянию здоровья. Об этом митрополит Игнатий объявил 22 марта во время своего визита в Череповец. 25 августа Флавиана отстранили от управления Череповецкой епархией, «определив ему местом пребывания Павло-Обнорский монастырь Вологодской епархии», под наблюдением и духовным попечением Преосвященного Вологодского.
"Радио Свобода" Флавиан рассказал, что он съездил туда на пару дней и вернулся в Петербург: в монастыре не было ни водопровода, ни канализации, "удобства на улице". Несколько месяцев епископа никто не беспокоил, пока 2 декабря в пять утра к нему домой не вломилась опергруппа ФСБ. Флавиана и гостившего у него приятеля положили на пол, разбив в кровь лицо молодому человеку и "наставив синяков" епископу. Обыск шёл до часу дня, у Флавиана опять изъяли паспорта, кредитки и телефоны, ничего запрещённого не нашли, а в час отвезли в Большой дом на Литейном – управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
— В Большом доме Флавиан томился до 9 вечера, после чего его без допроса отвели на очную ставку с одним из подельников Каина. "Меня вводят в комнату, где сидит этот его подельник, которого я никогда в жизни не видел. На вопрос: "Знает ли он меня" – он говорит: "Да, это Митрофанов Максим Валерьевич". На вопрос: "Как мы познакомились" – рассказывает какую-то бестолковую историю, которая отношения к делу не имеет, а потом говорит, что во время второй нашей встречи в ресторане "Москва" мы ничего не заказали, Митрофанов принёс 500 тыс. рублей, передал их мне, я их подсчитал под столом, он их передал на создание нарколаборатории. Ничего этого близко не было", — утверждает Флавиан.
8 декабря на сайте РПЦ появилось новое сообщение, касающееся Флавиана.
— Принято решение запретить епископа Флавиана (Митрофанова) в священнослужении без права ношения панагии, архиерейских одежд и мантии, а также использования любых других знаков архиерейского достоинства, вплоть до вынесения Общецерковным судом определения по его делу, — говорится в сообщении.
Флавиан говорит, что пытался объяснить церковному начальству: он не виновен. Однако ему сказали, что он сам виноват в происходящем, поскольку неразборчив в связях. Решением синода его вновь отправили в Павло-Обнорский монастырь. Флавиан для вида согласился, но через пару дней выехал с запасными паспортами в Великобританию (телеграм-канал Церквач пишет, что у Флавиана, который в миру Максим Митрованов, есть гражданство Великобритании).