Лето 2020 года в Вологде выдалось богатым на археологические находки. Сразу в нескольких местах в центре областной столицы ведутся научные изыскания, каждый участок раскрывает всё новые вехи истории и культуры старинного города. Корреспондент NewsVo встретился с Ларисой Андриановой, руководителем раскопок на Кремлевской площади, археологом, методистом Регионального центра дополнительного образования детей, и расспросил о самых интересных находках.
— Лариса Сергеевна, ваш участок раскопок находится на Кремлёвской площади на месте дома 4б. Расскажите, пожалуйста, почему копаете именно здесь?
— Раскопки на этом участке планировались давно, но в силу разных причин они откладывались. Здесь располагался старый каретник, который будут восстанавливать, а, согласно закону, перед началом любых строительных работ на территории памятника необходимо провести археологические раскопки. Раскоп, который вы видите, имеет точную форму будущего здания, плюс ещё по метру прибавили для дренажа. На этой площади мы и ведём изыскания.
Раскопки памятника археологии – культурного слоя города Вологды в границах крепости Ивана Грозного. Фото: NewsVo.ru
— Почему было важно изучить этот участок, в чём его особенность?
— Раскоп располагается в границах крепости Ивана Грозного, которая занимала очень большую площадь. Гораздо большее пространство, чем всем известный архитектурный комплекс, который вологжане не совсем точно называют вологодским кремлем и даже большее, чем московский кремль. Крепость не была достроена. После смерти Ивана Грозного она постепенно приходила в упадок. Её пытались, конечно, достроить, но в ней не было военной необходимости и, наверное, поэтому к 19-му веку она практически исчезла. Сначала разобрали деревянные стены, а в начале 19 века снесли последние каменные постройки — башни.
— Что сейчас осталось от этой крепости?
— У нас сохранилось название «город». Когда мы идём в центр, говорим, что идём в «город». Это то, что было огорожено при Иване Грозном. Сохранились рвы. При раскопках археолог Игорь Полиэктович Кукушкин находил следы фундамента этой крепости. И вот сейчас мы копаем в границах крепости Ивана Грозного.
В проведении раскопок археологам помогают волонтеры. Фото: NewsVo.ru
— Что уже сейчас можно сказать про участок, на котором вы ведёте раскопки?
— Нам было ясно, что на этом участке люди селились ещё до Ивана Грозного, хотя это место было неудобным для жизни! Это была низина, сырость, но для археологов это как раз большая удача, потому что во влажном культурном слое хорошо сохраняются органические материалы: дерево, кожа, береста — всё то, что в других местах спустя сотни лет исчезает. Обычно 500 лет достаточно, чтобы от деревянных построек осталась одна труха.
Этот участок достаточно долго не заселялся потому, что здесь когда-то были верховые болота, потом они превратились в городские пруды. Воды в этом месте было много, и она не уходила. Тут внизу лежат глины, поэтому вода застаивалась. И люди, как могли, пытались благоустроить для себя эту территорию. Они делали настилы, делали ёлочные гати. Дома подгнивали, их приходилось поднимать. Здешние постройки и предметы уходили в землю и оставались в ней. Так постепенно происходило нарастание культурного слоя, который мы сейчас раскапываем. Здесь, в границах крепости Ивана Грозного, культурный слой достигает четырёх и даже пяти метров, а может быть, даже и больше.
И вот теперь представьте, что это всё забито вещами, предметами, изделиями 15-го, 16-го, 17-го и 18-го веков!
— Вы снимаете слои по очереди: сначала 18-й век, под ним 17-й и так дальше?
— Совершенно верно! Это очень важно изучать! Вот вы спрашиваете, почему именно здесь? Потому что это - позднее средневековье, которое в других городах сохраняется плохо. Практически не сохраняется! Потому что в других городах проводили благоустройство, делали дренажные каналы, ливнёвки. А в Вологде долгое время не было серьезного благоустройства и осушительных работ, поэтому всё сохранилось. Люди, которые тут жили, страдали от избытка влаги, но для нас, археологов, это, конечно, удача!
Несмотря на то, что здесь было сыро, со времен Ивана Грозного, с тех пор, как начали строить кремль, эта территория считалась статусной. Здесь селились люди достаточно зажиточные. Такой вывод мы можем сделать по находкам. Когда мы стали копать 17-й век, мы обнаружили очень крупные постройки и находки, которые говорят о достатке их владельцев.
Детали детского кожаного мячика. Была такая популярная игра по типу нынешнего гольфа, когда мячи загоняли в лунки специальной клюшкой. Чаще использовали деревянные мячи, потому что кожа не всегда была доступна. Фото Анатолия Грязнова.
— Что интересного удалось найти на этом участке?
— Пожалуй, самое интересное, что мы нашли здесь — это улица. Причем она целиком попала в наш раскоп. По тем домам, которые шли по краям улицы и по тем находкам, которые мы обнаружили, мы поняли, что здесь население было далеко не бедным. Мы нашли много монет-чешуек. Одну монетку даже сразу определили – времён царя Алексея Михайловича, 17-й век. Здесь было много колец, перстней, но, что самое интересное, редкие находки – это торговые пломбы. Их нечасто находят. Значит здесь проживали торговые люди. Ещё находили предметы, которые мы пока условно называем «вислые печати», но может быть это тоже торговые пломбы. Вероятно, их владелец был административным лицом, имел какие-то властные полномочия.
В слое 17-го века мы нашли много кожаной обуви, которая в то время была довольно дорогая. Пуд масла стоил как хорошие кожаные сапоги! Мы нашли не просто кожаную обувь, а кожаную обувь, украшенную золотистыми проволоками, декоративными элементами. Возможно, здесь жил мастер, который делал дорогую обувь. Находили лапти. Даже детские лапоточки очень хорошо сохранившиеся, прямо изумительно!
Кожаная обувь с декоративными элементами. Фото Анатолия Грязнова.
— Вологда несколько раз горела. Вам встречались следы пожаров во время этих раскопок?
— Да, несмотря на то, что район был богатым, как и вся Вологда в 17-м веке, он подвергался пожарам. Следы пожаров мы зафиксировали на многих постройках. Когда именно были построены эти дома, мы сможем с уверенностью сказать только после того, как изучим материалы. Поскольку дерево хорошо сохранилось, мы сделаем дендроспилы с каждого из них.
— О чём расскажут дендроспилы?
— По годичным кольцам определяют, сколько лет дереву и в каком году его срубили. Если у нас с одной постройкой идёт три спила, допустим, 1670-й, 1672-й и 1676-й. Дату постройки считаем по последнему — 1676-й год. Остальные брёвна могли быть заранее заготовлены.
— Что можно уже сейчас сказать про этот район Вологды?
— Что в 17-м веке это был густонаселенный район. Мы одну постройку снимаем, под ней сразу другая идёт. В 16-м веке те жилища, которые мы видим, они уже меньше по размеру, чем строения 17-го века. Или строили поменьше или победнее население здесь было, пока мы это не можем сказать.
Вот вы видите бревна – это одно жилище, когда оно стало разрушаться, его разобрали до двух нижних венцов, которые ушли в землю, сверху поставили новое. А те, что в земле так и сохранились, мы их сейчас можем видеть. Так мы и находим от жилищ по одному по два венца. Но у нас есть надежда, что мы все-таки дойдём до начала 16-го века. И если там будут постройки, то они смогут сохраниться даже на три-четыре венца, у нас такие случаи были.
На этом фото как раз видно, что под остатками постройки 17-го века находятся остатки постройки 16-го века. Фото: NewsVo.ru
— Какая сейчас задача у археологов на этом участке?
— Наша задача аккуратно, по пластам разобрать культурный слой и всё тщательно зафиксировать, потому что это памятник археологии. А памятник археологии – это, в данном случае, культурный слой города Вологды в границах крепости Ивана Грозного. Когда мы это всё разберём, то сможем сказать, когда началось освоение данной территории, какие здесь были дворы и усадьбы, чем занимались их владельцы. В нижних слоях мы, вероятно, увидим какие-то дренажные сооружения, какие мы уже встречали во время раскопок на соседних участках. Но до того уровня, мы полагаем, у нас ещё метр-полтора или глубже.
— Что ещё интересного удалось найти?
— На одном из участков мы обнаружили так называемый белый камень – известняк, который привозили в Вологду для строительства кремля и, вероятно, складировали где-то здесь поблизости.
Белый камень - известняк, вероятно оставшийся здесь от времен строительства крепости Ивана Грозного. Фото: NewsVo.ru
— Что вас больше всего радует на этом участке раскопок, как профессионала?
— Насыщенный культурный слой! Постройки и находки. Очень интересно наблюдать, как постепенно менялась территория, как менялись жилища, их размеры с течением времени. Перед нами оживает история. И когда мы найдём ещё более ранние постройки, которые достаточно хорошо сохранились, можно будет сделать более корректные выводы и картина будет более полная.
Здесь мы находим много вещей, которые уже ушли из жизни, их даже в музеях нет! Это тоже интересно! Это расширение наших знаний о культуре Вологды.
— Какие находки с этого участка вы считаете самыми интересными?
— Например, здесь нашли кожаный лапоть. Обычная кожаная обувь того времени - это были сапоги и поршни – лёгкая обувь типа тапочек. А кожаные лапти встречаются очень редко, насколько мы знаем, их пока находили в только в Москве. Обычно лапти плели из бересты или лыка, а здесь он сплетен из кожи и внутри лыковая стелечка.
Лариса Сергеевна Андрианова держит в руках находку - кожаный лапоть. Фото Елены Смиренниковой.
Помимо этого, мы нашли торговые пломбы, их тоже нечасто встречают. Перстень с печаткой, 17-й век.
Или, например, раньше мы находили только детали, а сегодня нашли целиком кожаный мячик для детской игры. Он состоял из четырёх деталей, все они сохранились, его можно будет восстановить. Это была популярная игра по типу нынешнего гольфа, когда мячи загоняли в лунки специальной клюшкой. Причем часто играли деревянными мячами, кожа не всегда была доступна.
Находили ещё декоративные детали от домов. Очень немного, но они встречаются.
Декоративная деталь от дома. Предположительно - наличник. Фото Анатолия Грязнова.
— А то, что земля здесь в раскопе такая чёрная – это следы пожара?
— Это органика, признак человеческой деятельности. Эта чернота — признак того, что в течение многих лет здесь жили люди, выбрасывалось много органического мусора, разводили скот.
— Что будет с этим раскопом, когда вы закончите работы?
— Его засыплют.
— А как же все эти остатки деревянных домов?
— Это дерево. Сейчас оно немножко полежит на солнце и начнёт разрушаться. Мы успеем только сделать спилы, зафотографировать и задокументировать эти находки. Археолог раскапывает памятник, и он его же уничтожает. Потом этой части памятника уже не будет, поэтому нам нужно максимально тщательно сделать свою работу. Потом на этом месте будет построено новое здание, но эта часть города будет уже изучена.
Раскопки на Кремлёвской площади в Вологде продолжатся в августе и в сентябре. Все это время археологам будет требоваться помощь волонтеров.
Проект «Сокровища земли вологодской» реализуется при поддержке правительства Вологодской области