В апреле этого года региональное следственное управление передало в суд дело о хищении 20 автобусов с базы ООО «Трансойл», находящейся на территории «ПАТП-2». В 46 томах изложена версия следствия: организованная преступная группа украла автобусы банкротящейся компании стоимостью более 21 миллиона рублей и сдала их в металлолом. Правоохранители полагают, что в хищении приняли участие судебные приставы и адвокаты, а всего было задействовано семь человек. Подозреваемые были задержаны в мае 2019 года. Дело о хищении автобусов расследуется с ноября 2018 года.
Белыми нитками
В следственном комитете считают, что начальник отдела судебных приставов по Вологодскому району и пристав-исполнитель по розыску вместе с двумя сообщниками в 2018 году подготовили поддельные документы о снятии ареста с автобусов банкротящейся фирмы ООО «Трансойл». Это позволило забрать фигурантам дела автотранспортные средства стоимостью 21,7 миллиона рублей с места их стоянки и продать на металлобазу за три миллиона. По аналогичной схеме были похищены два автобуса ООО «Межгород Авто», а также занижена стоимость пяти арестованных автобусов ООО «Межрайавто» (их оценили лишь в 20 тысяч рублей и затем продали).
Позже в деле появились еще фигуранты — это двое адвокатов, которые, по мнению следователей, также приняли участие в «распиле» краденых автобусов, решив таким образом уничтожить вещественные доказательства.
Информация о расследовании уже больше года появляется в СМИ, а так же на сайте следственного комитета и даже на сайте Вологодского областного суда. Однако не все обвиняемые согласны с позицией следствия. Более того, в деле не говорится о некоторых лицах, которые имеют самое непосредственное отношение к началу этой истории. Истории о больших деньгах и, возможно, привлечении невиновных людей к уголовной ответственности.
«Чуть больше года назад произошло событие, которое кардинально изменило всю мою жизнь. Все это время я молчал, поскольку, во-первых, длительный период времени не имел такой возможности, а во-вторых, надеялся на то, что компетентные органы разберутся в той ошибке, которая произошла. Но я ошибся. В настоящее время в Вологодском городском суде рассматривается уголовное дело, где меня обвиняют в совершении фальсификации доказательств путем уничтожения предметов, которые на момент их уничтожения не мною не являлись доказательствами. Само уголовное дело пестрит различными нарушениями со стороны органов расследования, но пока суд им не дает никакой оценки, т.к. еще не изучил их подробно. Надеюсь, что правосудие будет выполнять свои процессуальные функции, установленные УПК РФ, а не "прикрывать косяки следователя" - и это мое личное мнение. Делая данную публикацию, я сразу хочу сказать, что я не прошу ни у кого какой-либо материальной или иной помощи, а хочу быть услышанным. Кроме того, я очень устал от того ШАБЛОННОГО и ОДНООБРАЗНОГО освещения этого дела, которое транслируют все наши областные СМИ и интернет-порталы, выдающие спущенные им из пресс-служб правоохранителей, тексты», - написал на своей странице в соцсети один из участников дела, обвиняемый в фальсификации доказательств бывший адвокат Роман Бритвин.
Он оказался впутан в эту историю, когда взял под защиту одного из фигурантов дела о хищении автобусов.
Роман Бритвин. Фото со страницы в соцсети.
«Я как адвокат защищал одного из обвиняемых в краже автобусов. В процессе своей работы у меня возникали вопросы, в том числе по нарушениям сотрудников полиции. Мне казалось, что они фактически выбивают признательные показания без доказательной базы. Я естественно, начал свое адвокатское расследование», — рассказывает Роман.
Расследование привело адвоката на металлобазу, где распиливали автобусы, украденные в 2018 году.
«Я решил встретиться с представителями металлобазы и понять, что вообще происходит. К тому времени, как я начал заниматься этим вопросом, уже было уничтожено 14 автобусов», - говорит Роман
По его словам, остовы от автобусов он видел только на фото в уголовном деле. Момент встречи адвоката и представителя металлобазы попал на видеозапись сотрудников ФСБ, что и стало основой для предъявления обвинений. Сейчас Роману вменяют, что он дал указание распилить три автобуса из шести в составе преступной группы.
«На видео я интересуюсь судьбой автобусов, узнаю, нет ли неправомерных действий по отношению к представителям металлобазы. Мне объясняют, что да, сотрудники полиции давят, чтобы металлобаза тоже написала заявление, в том числе на моего клиента. Чтобы на него возбудить еще одно уголовное дело», — рассказывает адвокат, подчеркивая, что его обвиняют в том, что он уничтожил три автобуса — «За тот транспорт, который был уничтожен до его встречи с представителем металлобазы, никто и ни к какой ответственности не привлечен».
Большие деньги
«Автобусная» эпопея началась в 2014 году с крупного кредита, который ООО «Трансойл» оформила под залог этих самых автобусов. Куплены транспортные средства были накануне оформления кредита у ООО «Межгород Авто», ООО «Транс Авто», ОАО «ПАТП»-2, ООО «Пригород Авто». Первые три фирмы были зарегистрированы по одному адресу с ООО «Трансойл», а ОАО «ПАТП-2» вообще имела одного генерального директора с этой компанией. Так что договоры купли-продажи были подписаны одним и тем же человеком с двух сторон.
Копия договора. Фото из собственных источников NewsVo.
Технику, которую «Трансойл» отдал под залог банку сложно назвать новой, есть даже автобусы 1989 года выпуска, однако представитель банка оценил их по рыночной стоимости новых автобусов, и на основании только своего заключения одобрил фирме два кредита в 33 миллиона рублей.
В феврале 2017 года "Вологдабанк" был признан банкротом. Было возбуждено два уголовных дела.
Руководство «Вологдабанка» подозревают в фальсификации финансовой отчетности и злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, 38-летняя сотрудница банка, решив скрыть от Центробанка признаки банкротства и желая избежать отзыва лицензии, в 2016 году фальсифицировала бухгалтерскую отчетность. Женщина вносила в документы заведомо недостоверные сведения о наличии ценных бумаг.
В мае 2017 года Агентство по страхованию вкладов сообщало, что в «Вологдабанке» обнаружили недостачу имущества на сумму около миллиарда рублей. Напомним, согласно данным «Вестника Банка России», долг «Вологдабанка» перед вкладчиками-физическими лицами составляет 1 миллиард 302,5 миллионов рублей.
ООО «Трансойл» на тот момент руководил Евгений Вахрамеев. Его имя практически не упоминается в уголовном деле, сейчас мужчина возглавляет «ПАТП1». Платежи по кредитам ООО «Трансойл» не производила, и в 2016 году банк через арбитражный суд Вологодской области добился взыскания с фирмы 33 миллионов рублей. Общество с данным решением не согласилось и пошло в апелляцию, указав, что убытки обществу были причинены бывшим директором – Вахрамеевым Евгением Павловичем. На момент принятия решения он уже ушел из «Трансойла», с 23 июля 2015 года фирмой стал руководить Артем Кудрявцев. Однако суд оставил в силе решение арбитражного суда, не привлекая Вахрамеева к делу.
Примерно в это же время арбитражные суды рассматривали другое дело, в котором так же фигурировал нынешний директор «ПАТП1».
Так, 6 мая 2016 года арбитражным судом Вологодской области было рассмотрено дело по иску ООО «Трансойл» к Евгению Вахрамееву. Фирма просила суд обязать бывшего директора передать документы, а именно приказы, решения учредителей, печати и штампы и, что важно, бухгалтерскую отчетность, которую, по словам нового руководства, он им не передал.
У нового директора не получилось доказать свою правоту и факт того, что он предпринимал какие-то действия для получения документации в течение полугода. Поэтому в иске «Трансойлу» было отказано. Что интересно, Артем Кудрявцев с 26 ноября 2016 года параллельно стал руководить «ПАТП-2», где находились автобусы.
Более того, физически ООО «Трансойл» все эти годы находился на одной площадке с «ПАТП-2», откуда и были украдены транспортные средства. В 2017 году на ООО «Трансойл» началась процедура банкротства по иску небольшой юридической фирмы, у которой были претензии всего на 300 тысяч рублей. Автобусы попали в конкурсную массу. Почему «Вологдабанк» не попытался обанкротить фирму, которая задолжала ему 33 миллиона рублей, непонятно. Но к тому моменту, как у фирмы началась процедура банкротства, ее имущество уже было больше похоже на металлолом, автобусы были сильно разукомплектованы. Об этом свидетельствуют фотографии судебных приставов, которые занимались арестом имущества.
17 апреля 2017 года Артем Кудрявцев перестал быть директором «Трансойла», накануне банкротства компании. А в 2018 году произошла история с кражей автобусов.
«Автобусы были украдены в сентябре 2018 года. С момента покупки они не выходили на линию ни разу. Это был автохлам. Мы подавали ходатайства следователю о том, чтобы он в этом разобрался, но он говорит, что ему это не надо. При этом мне вменяют то, что я взял хорошие автобусы и превратил их в металлолом. Доказать то, что автобусы итак были больше похожи на металлолом и не были в рабочем состоянии легко. Автобусы, которые должны находиться на линии, в обязательном порядке должны проходить техосмотр, усиленный дважды в год. Нам этой информации не предоставляют», - говорит Роман Бритвин.
Все обвинение строится на показаниях свидетелей, в том числе сотрудников ПАТП-2, где эти автобусы стояли. По фото судебных приставов видно, что их разукомплектовывали. Изначально в деле фигурировали два сотрудника «Трансойла» и два судебных пристава, которые договорились снять арест с автобусов по делу о банкротстве и вывезли автобусы с базы. Позже сотрудники "Трансойла" перестали фигурировать в деле, в «ОПГ» вошли адвокаты и приставы, которых обвинили в сокрытие доказательств.
При этом, Роман Бритвин, считает, что формулировки в деле были специально сделаны так, чтобы его можно было быстро взять под стражу.
«В обвинительном заключении написано, что фальсификация доказательства была достигнута путем уничтожения. Однако, в комментариях верховного суда к уголовному кодексу, сказано, что фальсификация возможна только путем подмены одного доказательства другим. Уничтожение доказательств – другая статья УК, при вменении которой, не возможно взять под стражу на время разбирательства», - комментирует Роман, уточняя, что на момент, когда он попал на встречу с представителями металлобазы, автобусы вообще не имели статуса вещественных доказательств.
Уголовное дело было возбуждено 24 мая 2019 года, через четыре дня Романа Бритвина увезли в СИЗО. Он даже не получил письма о том, что стал участником дела.
Деньги банку все еще никто не вернул, никто не понес ответственности за то, что автобусы были, по сути, уничтожены еще когда были на базе «ПАТП-2» и являлись залоговым имуществом, а так же были закуплены явно по завышенный цене у связанных с «Трансойлом» фирм.
Следующее судебное заседание по делу о хищении автобусов «Трансойла» и фальсификации доказательств назначено на 30 июля.