Российский сенатор купил самый большой жилой дом в Лондоне

[Блогово]

В The New Yorker вышла статья о лондонском поместье Уитанхерст, самом большом после Букингемского дворца доме в Лондоне. Вполне возможно и самом дорогом, сейчас его стоимость оценивается в 450 млн долларов.

Стоял себе дворец целое столетие, куча известных людей им владели — от английских аристократов до семьи Башара Асада. В 2008 его продали офшору и начались слухи, что новый хозяин — кто-то из России. Приписывали замок и Путину и Батуриной, но настоящий хозяин дома с 25-ти спальнями оставался неизвестным.

 

С 2008-го года поместье ремонтируют — достраивают оранжерею и какие-то подземные катакомбы с бассейном, домашним кинотеатром, комнатами прислуги и т.д.

«В подвале, соединенным с Оранжерей, располагаются двадцатиметровый бассейн, кинотеатр с мезонином, массажные комнаты, сауна, спортзал, помещения для персонала, парковка на 25 машин.»

В рамках виртуального дачинга, предлагаю посмотреть, как выглядит усадьба Гурьевых «в разрезе»:

 
25 спален, 12 ванных комнат, двухэтажный подземный кинотеатр, салон красоты и лифт для автомобилей. Ссылка.

Судя по публично доступной строительной документации, со сроками сильно запоздали. Замок должен быть закончен в 2012 и принять у себя гостей, приехавших на Олимпиаду в Лондон.

"Владельцы планируют использовать отремонтированный дом для приемов по время Олимпийских игр в Лондоне 2012". Фрагмент из строительной документации.
"Планируется завершить строительство ко времени Олимпийских игр в 2012 году. Несмотря на то, что заявка подана от имени Safran Holdings, эта компания представляет интересы российской семьи, которая владеет Уитенхерст." Фрагмент из строительной документации.

Соседи не знают, кто хозяин, местные власти не знают, тысячи лондонцев ходят мимо каждый день и тоже не знают. Нью Йоркер провел классное расследование и смог найти таинственного владельца замка.

Вот он.

Андрей Гурьев

Не знаете, кто это? Мы тоже не сразу поняли. А этот человек на протяжение 12 (!!!) лет был сенатором от Мурманской области. Андрей Григорьевич ни разу за эти 12 лет не выступил публично, не дал ни одного интервью, а в 2013 году покинул Совет Федерации в связи с тем, что решил опять сконцентрироваться на бизнесе.

Андрей Гурьев считается владельцем Фосагро — химического холдинга, производящего удобрения и агрохимикаты. Его состояние Форбс оценивает в 3.5 млрд долларов. У Гурьева в Фосагро более 70% доли. Другим крупным акционером (около 15%) Фосагро является Владимир Литвиненко, ректор Горного университета в Петербурге, где защищал кандидатскую Путин. Он также руководил петербургскими предвыборными штабами Путина на протяжении нескольких сроков.

Гурьев тщательно охраняет свое семейное поместье. Для страны, где принято соседей знать по имени, а уж если не по имени, то в реестре за пару фунтов, действительно удивительно, что почти 7 лет никто не знал, кому принадлежит Уитанхерст. Журналист из Нью Йоркера пишет, что люди, с которыми он говорил, предлагали ему «выбрать другую историю», а агенты по недвижимости утверждали, что «унесут эту информацию с собой в могилу».

Не напиши об этом Нью Йоркер, мы бы никогда не узнали про сенаторский замок. У наших правоохранительных органов очевидно есть дела поважнее, чем задавать вопросы публичному политику (пуская и очень богатому), вложившему в британскую недвижимость сотни миллионов фунтов через какие-то черные офшоры с номинальными владельцами.

А еще эта история указывает нам на то, насколько бесполезна и фиктивна процедура декларирования активов чиновников. Ни в одной из доступных деклараций его поместья в Лондоне мы не видим.

Декларация 2012 года. Источник.

Также мы не видим и еще одной квартиры в Лондоне, которая, как пишет Нью Йоркер, также принадлежит гурьевскому офшору.

Речь идет о трехэтаэжной квартире в одном из элитных жилых комплексов. Квартира была приобретена в 2008 году за 7 миллионов фунтов. Тоже записана на офшор из BVI, находящийся по тому же адресу, что и офшор для замка.

Эти два актива были успешно Гурьевым скрыты. Они, несомненно, должны были быть указаны в декларациях, если не в собственности (офшор же), то уж точно в пользовании. Это не однушка и даже не трешка жены в Подмосковье, речь идет об активах на полмиллиарда долларов, о которых мы узнали совершенно случайно, так как сенатор не посчитал нужным нам о них сказать. Напрашивается вопрос, если настолько прозаично и буднично можно не декларировать собственные активы, сколько еще замков и квартир остается у российских чиновников, и сколько еще Нью Йоркеров надо напечатать, чтобы мы узнали, чем действительно владеют российские чиновники.

Отдельно хотелось бы отметить, что ужасно приятно на страницах издания встретить нашего старого знакомого и любимца Андрея Якунина.

Об этом доме сына Владимира Якунина мы писали в 2013 году. Оказалось, он живет совсем неподалеку от Гурьева. Можно пешком ходить на файв-о-клок.