Тут перемешаны мировые и российские тренды. Мировые придут к нам с задержкой, местные, надеюсь, никогда не станут мировыми (хихи, вы поймете, почему).
Поколение Z. Как вы заметили, хипстеры окончательно вышли из моды. Если точку в истории русского гламура поставил пожар в клубе "Дягилев", то конец русского хипстерства ознаменован закрытием бумажной версии "Афиши". Нет, она будет выходит раз в квартал, но это уже не надолго. В мире ставка делается на цифровое поколение - тех, кому сейчас дай бог 20 лет. Они уже родились с мобильниками и интернетом. Они одинаково свободно чувствуют себя в оффлайне и онлайне, становятся звездами в 16, открывают свой бизнес в 18. Новое племя.
Нативная реклама. Обнаружив, что большинство пользователей режет рекламу разными способами, а количество приложений такого рода для мобильных устройств растет, рекламодатели заявили, что перейдут на новый вид рекламы, которая будет не отличима от обычного контента. Не знаю, как им это удастся, поскольку юзер тренирован и прекрасно различает рекламный контент от не рекламного. Но есть в в этом и положительный аспект - может, мы теперь будем избавлены от банеров навсегда?
Видео-контент. Хотя Ютюб существует уже давно, но именно сейчас он переживает подъем. По опросам подростки от 12-ти до 19-ти лет смотрят видео на Ютюбе больше, чем телевизор: среди обычных развлечений 72% опрошенных назвали просмотр ютюб-роликов, 69% - телевизор, 61% - видеоигры. 36% смотрят до 4-ых часов видео ежедневно, в то время, как потребителей телевидения в том же объеме 34%. Среди социальных сетей Ютюб и Фейсбук занимают первые позиции, следом за ними с приличным отрывом идет Инстаграм. Исследования предсказывают, что к 2019-ому году 80% интернет-трафика будет составлять видео.
Обычные звезды. Модели не модельной, а скорей обычной, внешности, Кара Делевинь, Джиджи Хадид и Кендалл Дженнер теперь лица поколения. Пользователи Ютюба вроде Зоеллы, Коннора Франты, Каспера Ли, Эсси Баттон и Ингрид Нильсен становятся знаменитостями, иконами и ролевыми моделями, потому что они такие обычные ребята с соседнего двора в отличие от селебритис недавнего прошлого, которые подавались публике если не как небожители, то во всяком случае, как люди, живущие по ту сторону радуги.
Старение. Продолжительность жизни растет, население стареет. Интернет, который считался прибежищем молодых, тоже значительно постарел. Пожилые люди за 60 тоже делают покупки, развлекаются, путешествуют, объединяются по интересам. Современная мода, сфера услуг и развлечений не очень-то на них ориентирована, но теперь приходится пересматривать всю систему. У этих людей тоже есть бисерные кошелечки, они тоже покупают одежду, следят за собой, смотрят кино и ведут активный образ жизни. И их с каждым годом всё больше.
Высокая мода пошла в народ. Бесконечные коллаборации дорогих брендов с демократичными марками уже стали привычными, но в этом году Живанши открыл свой показ для широкой публики - просто стали продавать билеты на показ, как на шоу. Можно не иметь никакого отношения к модной индустрии и просто купить билет, как их покупают на концерт или в кино. Закончится, думаю, тем, что старые мамонты будут выпускать совсем дешевые коллекции для массового потребителя, переиграв как-нибудь идеологию бренда. На помаде и парфюмерии уже не заработаешь столько, сколько на молодежных майках и штанах. А Кензо выпустили духи для подростков - Totem.
Бьютинаци. Этим трендом мы обязаны Инстаграму. Люди стали предавать излишнее значение внешней привлекательности и предъявлять завышенные требования к другим, несмотря на то, что в реальном мире эталонные красавицы и красавцы - редкость. Первыми под раздачу попали русские бьютиблогеры, которых стали упрекать в том, что они "смеют" писать о косметике, выглядя так, как они выглядят. Показательный скандал случился на сайте Wonderzine, хотя поводом неожиданно стал материал о тех, кто отказался от декоративной косметики. Эти девушки с модельными лицами проповедовали естественную красоту, но в конце концов высказались против тех, кто не идеален - имеет плохую кожу, толстую попу, какие-то другие проблемы. Это вызвало бурю в комментариях. Те, кто вынужден декоративной косметикой скрывать проблемы, искренне возмутились. Хотя чаще бывает наоборот - сторонницы ухода нападают на тех, кто не хочет краситься и не предает косметике особого значения. История с раздачей оскорбительных карточек толстым людям в лондонском метро - еще один пример этого тренда. Люди лишают себя и других права быть несовершенными.
Службы доставки. Какие бы препоны не ставили наши законодатели, но интернет-торговля будет только расти и развиваться. И её сейчас очень тормозят службы доставки. В Штатах уже появились сервисы, которые доставят посылку по месту физического нахождения - в кафе, на улице, в другом городе.
Амазон переключится на одежду. Амазон уже сейчас продает одежды чуть ли не больше, чем Волмарт и Таргет, а в ближайшие два года ожидается, что он станет ритейлером №1. А всё начиналось с книг, которые теперь, как известно, никто не читает.
Инстаграм как главная рекламная площадка. Уже сейчас заметно, что популярные инстграм-эккаунты забиты рекламой. Поздравление с рождеством Ренаты Литвиновой пару лет назад шло с хэштегами carera&carera, chanel, dior. Но не все могут похвастаться такими рекламодателями: основная масса русских пользователей работает по бартеру - за подарки и услуги. Но когда все ресницы будут нарощены и все платья подруг, решивших, что они теперь модельеры, сношены, инстаграм-девицы начнут брать уже только деньгами. И если раньше, во времена текстовых блогов, за свои деньги рекламодатель хотел разместить простыню текста, то теперь те же деньги он будет платить за хэштег и фотографию.
Русская мода. В этом году была на подъеме - кризис и санкции внезапно заставили модных тусовщиц обратиться к коллекциям русских дизайнеров. Во-первых, они дешевле, во-вторых, западные бренды приелись и и надоели, в-третьих, можно сойти за первооткрывательницу марки. Можно надеяться, что это приведет к появлению и отечественных коллабораций, которые пока если и были, то с какими-то звездами шоу-бизнеса. Рост продаж, правда, пока никак не сказался на качестве этой самой моды.
Еда вместо одежды. Если в России смещение потребительского спроса в сторону продуктов и снижение продаж одежды легко объясняется кризисом, то на западе интерес потребителей больше обусловлен желанием вести здоровый образ жизни и заботой об экологии. Что там, что у нас, потребитель стал более внимательно изучать, что же он ест. У нас - особенно после казуса с маслом и сыром. Западные покупатели из молодых согласны платить за продукты на 10% больше при условии, что эти продукты будут более качественными и экологически правильными. У нас мы оказались перед фактом, что предлагаемые продукты вообще не являются тем, чем называются. История с отравлением фальшивым спиртным тому доказательство.
Дроны. Дроны - это новый интернет, в том смысле, что пока они шныряют повсюду и купить их может любой. И никто за этим не следил! Теперь за них, конечно, уже взялись - требуют регистрировать, ловят сачками. Но дроны заметно изменили медийную картину, плюс за ними всё же будущее, если их всех не переловят.
Перископ. Сервис онлайновой трансляции, который буквально взлетел за последние месяцы. Это такое DIY телевидение, инстаграм с движущимися картинками, но только не видео-огрызок, а полноценная трансляция себя любимого, например, прямо с телефона, в реальном времени. Видео можно сохранить и засунуть потом на Ютюб. Будущее, как вы понимаете за визуальным и теперь уже за видео-контентом.