Военно-санитарный поезд №312 г

[Блогово]

Я сегодня вот о чем подумала. На самом деле поезду №312 очень повезло. Ведь военно-санитарных поездов были сотни, а прославился он один. Во-первых, благодаря энтузиастам, которые в нем работали и сделали его лучшим. Во-вторых, его заметили важные начальники и прислали журналиста, чтобы тот обобщил передовой опыт и написал брошюру. В-третьих, журналистом оказалась Вера Панова, которой так понравился поезд и его коллектив, что она написала об этом книгу "Спутники". В-четвертых, книга оказалась настолько хорошей, что ее полюбили, и по ней сняли два художественных фильма. О поезде узнали буквально все. О нем журналисты писали статьи, школьники делали доклады, музеи оформляли целые экспозиции . Ветераны поезда проводили встречи, их приглашали на разные мероприятия, чтили и уважали.

А потом память стала стираться. Ветераны уходили из жизни, стенды в школах ветшали и попадали на склад, музеи заменяли свои выставки, и так получилось, что в Вологде не осталось ничего, чтобы напоминало об этом славном поезде. Ведь ни в книге, ни в фильме даже упоминания Вологды нет - просто город В. Поезд попросту "уехал" из нашей памяти.

И вдруг примерно год назад начали происходить удивительные вещи. Администрация города Вологды разрешила установить мемориальную доску рядом с домом, где жил заместитель начальника поезда и самый главный энтузиаст всех нововведений Иван Порохин. О поезде сняли несколько сюжетов местные телеканалы. Из Москвы специально приехала съемочная группа 1 канала, и история 312го попала в документальный фильм «Эшелоны на Берлин», который показали накануне 9 мая.

Медицинский колледж решил привести в порядок березовую рощу, посаженную в 80-м году ветеранами поезда. На заводе ВРЗ к 70-летию Победы в заводском музее решили подготовить экспозицию, посвященную поезду №312.

Одновременно с подготовкой экспозиции случилось еще одно событие: на завод для утилизации пришел старый вагон. Специалисты обследовали его и выяснили, что вагон построен в 1939 году, и что во время войны он курсировал в составе военно-санитарного поезда. Руководство завода приняло решение восстановить вагон. К 9 мая были завершены наружные работы - сегодня вагон выглядит именно так, как выглядели сотни вагонов военно-санитарных поездов.

С января вагон снова поставят в цех и будут заниматься восстановлением его интерьера. Долго думали, что же сделать внутри.

Дело в том, что в составе военно-санитарных поездов было несколько видов вагонов: вагоны для тяжелораненых, так называемые «кригеровские» вагоны, вагоны для легкораненых, вагон-аптека-перевязочная, изолятор, ледник, кухня, электростанция, штабной вагон и так далее. Поэтому было принято соломоново решение: в каждом купе отремонтированного вагона-музея будет представлена часть интерьера какого-то специализированного вагона санитарного поезда: вагона для тяжелораненых, вагона-аптеки, штабного и хозяйственного вагонов. Кроме того, в одном из купе будет представлен интерьер поезда №312, восстановленный по фотографиям. В этом обещали помочь ветераны из клуба "Забота" - будут вышивать занавески и скатерти.

Для того, чтобы наполнить вагон-музей подлинными артефактами, на заводе объявили акцию: «возродим легенду вместе». Руководство попросило заводчан принести предметы атрибутики и инвентаря, связанные с военной медициной вообще и с санитарными поездами в частности. Открыть вагон-музей руководство завода планирует 26 июня 2016 года, в тот день, когда исполнится 75 лет выпуску поезда из ворот завода. 

Вот такая история.