В июне месяце сего года мы вновь совершили одно из значительных и насыщенных по своим впечатлениям путешествие. Правда, на этот раз его значимость заключалась не в количестве посещённых мест, а в их трудно досягаемости и колорите. Поездка вышла по-настоящему захватывающей и увлекательной на всём протяжении пути. Итак, сегодня я поведаю о двух днях, проведённых в глубинке Пошехонского края и Тотемской глухомани. Для начала, как обычно, пост будет обзорным, с двумя-тремя фотчками с места. Все подробности потом.
Несмотря на ранний старт в пять утра, в Подмосковье уже пришлось потолкаться в небольшой пробке. Первой и главной целью нашего путешествия была известная лишь узкому кругу (сам узнал про неё совершенно случайно) усадьба Сосновец, затерявшаяся в дремучих лесах, на берегу реки Соги, близ старинного г. Пошехонья Ярославской области. Спустя 400 км от столицы, ближе к месту назначения преодолеваем реки с названиями дохристианской эпохи, среди которых Конглас, Солмас и Иней, и неожиданно упираемся в конец дороги, до этого места весьма приличной. Ехать дальше мы, конечно же, не рискнули.
Принимаем решение парковаться здесь. А оказались мы в деревне с красивейшим названием Благодать. Пообщавшись с местной жительницей, узнал о богатом и живом благодатном прошлом этой деревни. Благодать и в наше время всё ещё крупное поселение — с пять десятков домов. Правда 1/3 из них уже нежилая. Когда-то здесь существовал крупный совхоз, где трудились с ближайшей округи. Видели мы эти окрестные деревни: сейчас от них сохранились не более чем указатели вдоль дороги. Свежие недавно установленные указатели на исчезнувшие 20 лет назад селения словно издевательство, а с другой стороны и напоминание о том, что когда-то там была жизнь. Итак, узнав у добродушной женщины предстоящий путь и направление, начинаем движение на своих двух от заброшенного Дома Культуры, расположенного на краю Благодати.
Самым сильным просчётом оказалось то, что мы не подумали о кровососущих тварях, коих там в превеликом множестве. Всю дорогу нас сопровождал целый рой слепней, оводов (5 см в длину), комаров и яркой окраски мух. Отмахиваться от них не было смысла: стоило провести рукой по голове, как она оказывалась вся в крови. Одним словом, попили они не только кровушку, но и нервишки.
Кроме того, страшно парило. Вроде и солнца не было, но и ни дуновения ветерка, не тебе летней прохлады. Плюс я пёр рюкзак с фотиком, объективом, вспышкой и прочей лабудой. Через полчаса остановились было попить колодезной водички, но вода в колодце оказалась вонюче-тухлой. Пошли, значит, дальше. Вообще, добрались мы до места назначения исключительно потому, что в соседнюю с нашей деревню приезжают порыбачить аборигены.
Поэтому ориентиром среди полей и пролесков для нас служила замятая трава. Иначе давно бы потеряли направление. И вот, через 5 км, обернувшиеся изнуряющим часовым пешкодралом, мы наконец-то упёрлись вдер. Новая Стройка о пяти домах, где я сразу же напросился испить водички. По началу мне предложили попить из реки Соги (без шуток), но отказавшись, выпросил-таки бутилированную питьевую. Заодно пообщался с учителем истории из местной школы и выяснил, что наша усадьба, оказывается, находится на противоположном берегу, а мостов давно уж и нет. Но не возвращаться же обратно! Разузнав, где наиболее мелко, слава богу, перебрались с Катькой вброд. И первым на другом берегу нас встречает школа, последние ученики которой покинули её 15 лет назад.
Несмотря на все трудности, я был очень рад, что мы добрались-таки до цели. Место потрясет своей атмосферой — вокруг ни души. Трава не то, чтобы по пояс, местами доходила высотою мне по шею. Передвигаться из-за этого было весьма затруднительно. Сюда-то никто не ходит и тропинок нет. В своё время в Сосновце располагалась обширная усадьба господ Лихачёвых, состоятельных помещиков-дворян. До нашего времени уцелело порядка десяти построек, включая главный дом, дом управляющего, пару флигелей, гостевой дом, руины конного двора и т.д. Правда, сейчас всё это интенсивными темпами поглощает природа.
Передвигаемся в глубь усадьбы и перед нами предстаёт удивительным образом сохранившийся деревянный дом. Один вид немаленького, деревянного, с обширным мезонином усадебного дома, начала XX столетия, затерявшегося в лесах, приводит в восторг. Недаром так манило меня это место.
Из-за плотно разросшихся кустов и деревьев было не разглядеть, что находится и в двадцати метрах. Поэтому, в поисках главного дома, пришлось самим прокладывать дорогу. В полукилометре от берега мы всё-таки находим главный дом, к сожалению сильно руинированный. Но даже в таком состоянии его, по праву, можно назвать дворцом. В советском прошлом служил домом престарелых. Но оставим историю для моих краеведческих постов, а пока просто буду делиться впечатлениями. К дому был подведён водопровод и я дважды чуть не пал в открытые колодцы. Было страшно.
Рядышком с дворцом расположен небольшой кирпичный дом. Возможно, дом управляющего прилегающих к нему конного, скотного дворов. Вдали виднелись руины тех самых дворов. Но силы стали покидать нас: ведь мы ещё в каждым дом заглядывали (фото интерьеров будут в подробных постах), а вспомнив о нелёгком предстоящем пути назад, решили не идти до виднеющихся вдали руин и вернулись обратно к так понравившемуся мне деревянному дому.
Вид из мезонина на целый ряд усадебных построек.
Получив изрядную долю впечатлений и ощущений, снова переходим вброд реку Согу и более часа прём опять же в сопровождении хитиновых вампиров до Благодати, где по приходу, быстро нырнув в автомобиль, закупорились там и, включив кондиционер, полчаса приходим в себя (предварительно скинув насквозь промокшие от пота футболки). В итоге по возвращении получилось, что вместе с дорогой и пребыванием в усадьбе мы потратили более пяти часов. Хех... Но, определённо, это стоило того.
Следующим пунктом направляемся в г. Череповец. И снова пересекаем реки с неславянскими названиями: Кештома, Керома, Конгора, Матнома. А в Вологодской области начались Дунай, Камбуй, Музга и др. И вот, через 150 км от Сосновиц паркуемся уже возле усадьбы Галицких.
Из интересного на всей территории музея-усадьбы "Горка" из множества построек лишь главный дом.
К сожалению, время было семь вечера, а пасмурное небо давало понять, что мы так и не успели посетить все намеченные пункты. Хорошо хоть последним успеваем побывать возле уникального храма в Нелазском. Перед нами — Успенская церковь 1694 года.
На этом исследование достопримечательностей подошло к концу и нам предстояло 140 км пути до места ночёвки в славном городе Вологде. В итоге, в первый день намотали почти что 800 км, на второй выходило даже чуть больше. Поэтому, собрав все силы, зашли в местный магазинчик, закупились пельмешками и, откушав их в съёмной квартире, быстренько завалились спать. А следующим утром, набив животы в Бургер Кинге, направились в сторону г. Тотьмы.
Первым посетили село Царёва, что в 200 км от Вологды. С погодой боль-мень везло. Дождь, шедший всю ночь и утро, утих, а тучи стали расползаться. Перед нами — Воскресенская церковь-долгострой (1779-1811). Внешне храм достаточно строг, но его колоссальные размеры... Именно внушительные габариты этого храма и других, намеченных для посещения, и были основой причиной их повторного посещения. Два года назад мы здесь уже бывали.
Следующей точкой маршрута стал куст деревень, расположенных вдоль реки Вожбал. Как видно, реки здесь носят также неславянские имена (предыдущий храм располагался на берегу реки Царева). Отмечу, что в здешнем крае необычны месторасположения деревень: кустами или гнёздами, т.е. на протяжении десятков км нет ни одного поселения, а потом на небольшой площади кучкообразно сразу с десяток. Вот такая интересная особенность. Итак, преодолев от Царёва с 15 км уже довольно-таки скверной дороги, мы прикатили в Вожбал. Здесь, на возвышенности, нависает над вами огромный старейший Благовещенский храм 1736 года постройки.
По строительным лесам взбираемся на второй этаж.
Вот по этим лесам мы и взбирались. Хорошо пока крепко дерево.
Опосля Вожбала покатили за 70 км в следующий пункт исследований. Но не докатили. Застряли. Катька толкала. Слава богу, выехали. А то за помощью пришлось бы далеко идти. Пошли далее пешком. Думали дойдем. Впереди уже виднелись остовы заброшенных домов мёртвой деревни, но погода... Небо прояснилось, а солнце так жарило, а сил после вчерашнего не осталось, а трава по грудь... Короче не дошли. Ну, не страшно. Впереди ещё много интересного.
Дабы не застрять в дальнейшем, пересаживаемся с наших колёс на...
И добираемся до Николаевской Нутренской церкви в Нутренском улусце. Опять же двухэтажный, здоровенный храм 1798 года. Колокольня перестроена позже. Выглядит как крепостная башня.
Собственно, и сам храм смахивает на небольшую крепость.
Приложив немало усилий и кряхтений, взбираемся на второй этаж. Катерина сразу же начинает молиться. Правда осеняет не свой лик, а окружающий интерьер камерой гоу-про.
А теперь изюминка второго дня и вторая главная цель путешествия — Вологодского края северные крестьянские дома.
Все такие мощные, большущие.
Во многих признаки недавней жизни.
И почти в каждом красивые русские печи, при чём печи с декором.
Поползали по домам зачётно. Ничего не брали, хотя и не искали. Да и всё ценное утащили до нас.
Время полседьмого, а до дома ещё 680 км дороги. Пора обратно путь держать. На обратном пути заприметили ещё одну интересность. Словно каменный городок возвышаются руины Троицкого храма 1790 года. Правда, в дальнейшем неоднократно перестраивавшегося, отчего и имеет свой неказистый вид.
А это, видимо, колокольня, возведённая в 1879-м.
Вот, что в ней впечатлило, так это толщина стен. Часто можно встретить метровую толщину кирпичной кладки, но здесь минимум два метра. Просто крепость. Зачем такая толщина непонятно.
И пока не начался дождик, под вечер, случайно натыкаемся на ещё одну вымершую деревню.
Один из понравившихся мне домиков. Наверняка, XIX век. Дома никого и уже давно.
Хотели мы было заехать и заснять при закате ещё один храм, да опять не доехали и чуть было не застряли. При этом так загадили грязью машину, что пришлось, набирая из луж водички, минут пятнадцать её отмывать. Несмотря на то, что за эти два дня мы намотали аж 1680 км, вышло, что многое так и не успели посетить. Поэтому дали себе слово вернуться сюда ещё раз.