Во второй части был показан начальный участок следования воркутинского поезда, со станцией стыкования Бабаево, где ток меняется с постоянного на переменный и соответственно, цепляют другой электровоз. Далее путь идёт по Вологодской области - с пересечением речек Суда и Шексна. На станции Кошта заканчивается Октябрьская железная дорога и начинается Северная - по которой мы и будем ехать до самого конца, снежного и сурового воркутинского Заполярья. Однако самый интересный пункт на пути - город и станция Череповец. С ним у меня очень своеобразные отношения: этой широтной линией я проезжал больше десятка раз, самыми разными поездами - челябинским, иркутским, вологодским, екатеринбургским, астанинским. Но никогда, ни разу я не проезжал Череповец днём! Только ночью :)
И вот сейчас, благодаря утреннему отправлению поезда из Питера, я наконец увидел из окна поезда этот загадочный город и его эпический многокилометровый меткомбинат - родину легендарного мема о "про**аных полимерах". Так что эта часть будет посвящена на 90% как раз Череповцу. Прогуляемся по станции, посмотрим окрестности, картины в зале ожидания и т.п.
Минут десять подряд с южной стороны путей проезжаем огненное царство "Северстали"
2. Через восемь часов после отправления народ в вагоне уже массово обустроился и половина легла спать.
3. Ну а мы фтыкаем на окрестности и сверяем свой путь.
4. По ретроградскому ж/д атласу СССР 1970 года, оказавшемуся идеальным сочетанием лёгкости книжки и подробности маршрута.
После Бабаево пришёл начальник поезда, степенный мужик лет сорока пяти.
- Добрый день! Так это вы у нас снимаете Печорскую дорогу?
- Мы. А что, про нас есть сведения?
- А как же! Фамилии есть в факсограмме, а по билетам можно и вычислить, где едете.
- Хитро.
- И что снимать собираетесь?
- Да разное... что интересного на глаза попадётся, то и будем :)
- А проводники наши обязательно нужны в кадре?
- Да в общем, не особо. Разве что как часть кадров стоянок на станциях.
- Понял. Ну ладно, если что будет непонятно - приходите, спрашивайте. Я в штабном вагоне... (вытаскивая из папки листы) - А вот вам принёс полную распечатку маршрута, со служебки. Может, пригодится.
- О, вот за это спасибо, благодарствуем! :)
Схема 2. Кусочек пути от Бабаево до Череповца.
5. Станция Кадуй. Стоянка 3 минуты. Вокзал типовой для Петербурго-Вятской дороги, таких немало и на транссибирском участке в районе Данилова - Шарьи - Кирова.
6. Водонапорка в Кадуе.
7. Ближе к Череповцу на станциях стало попадаться множество новых и экзотических вагонов, с разными кислотами и чем-то всяким ещё. Этот - не экзотический, но новый. Зерновоз. Раньше зерно штатно возили в крытых высоких.
8. Наконец, ближе к семи вечера пересекли небольшую речку и на горизонте показались многочисленные трубы.
Тут уже Эдвард edvardchesnokov взял ситуацию в свои руки и предупредил меня:
- Так, вон уже и комбинат.
- Он с южной стороны будет?
- Да, почти весь там. Там же и все страшные виды :)
- Ясно. Ну что, придётся идти в тамбур, в плацкарте на "ненашей стороне" не поснимаешь - недостаток...
- Увы.
9. Вид из тамбурного окошка.
10. Рядом - надпись для курящих. Народ, действительно, вплоть до самой Инты стремался ходить и нарушать запрет.
11. А вот начались и комбинатные виды. Их много и они разные - поезд идёт вдоль "Северсталевского царства" чуть ли не десяток километров.
12. Виды эпические и расположены удобно - вдоль линии. Как-то, помню, хлипкие и впечатлительные читатели с ужасом комментили у меня челябинский меткомбинат, но тут как бы не посуровей. И уж точно - больше.
13. Эх, хорошо!
14. Много северсталевских вагонов.
Череповецкая "Северсталь" прославилась и в блогосфере - стала родиной легендарного интернет-мема "Про**али все полимеры!", вошедшего в анналы:
...Мем возник после появления в русскоязычных блогах ссылки на запись феерического совещания под руководством Андрея Геннадиевича Барабанцева, начальника цеха полимерных покрытий Череповецкого металлургического комбината, входящего в состав ОАО «Северсталь». Барабанцев культурно общался с группой представителей ООО «Северсталь-Проект», которые, как несложно догадаться, безбожно затягивали оформление проектной документации во время строительства цеха.
15. М-м-м, какая индeстриальная вкуснятина! :)
16. Этот огромный комбинат накрепко связан и с Воркутой, так как работает на высококачественных углях воркутинского бассейна. Поэтому товарные составы с воркутинских шахт преимущественно идут именно сюда, в этот огненный Мордор. Вообще, конечно, было бы интересно сюда приехать и посмотреть всё это лично - может быть, подружившись с "Северсталью" или ещё как.
17. Грузовые приёмные пути и отвороты на комбинат когда-то кончаются, и постепенно начинается "гражданский" и менее огненно-дымный Череповец.
18. Втягиваемся на станцию. Вокзал Череповец похож на бабаевский (линия-то одна), и годы те же - 1905-06, однако тут к нему ещё пристроили (дальше) большое и более позднее здание, так что и выглядит всё это вместе более внушительно.
19. Центральный фасад старого здания однотипен с бабаевским
20. Давайте сходим на привокзальную площадь, благо стоянка 28 минут.
21. На фасаде одного из домов - "железнодорожная Мадонна". Никогда раньше такого не встречал!
22. А вот тут хорошо виден расширенный вокзал, с большой пристройкой. Вид с привокзальной пл.
23. Боковая большая пристройка к вокзалу, ставшая центральной.
24. Зайдём внутрь. Тут всё напрочь отреновировано. Сияет глянцем, такскать.
25. В залах ожидания сталинские скамейки тоже заменены на новые. И "потолки армстронга".
26. Но осталось кое-что и из советского ретро. В частности, две картины. Одна на комбнатную тему...
27. ...а вторая на рельсово-паровозную. Хорошо!
28. Бросился в глаза и поисковый плакат. Я было сперва подумал, издалека по заголовку, что военные поисковики - но нет. Поиски пропавших граждан.
29. А вот пригородное расписание. Помните же, много писали про то, что Вологодской области отменили все электрички? Вот так это выглядит в реале - расписание пустое и только одна одинокая строка занята. Пока ходит одна-единственная электричка от Вологды - причем она удобна только череповецким. А вот утренняя на Вологду исчезла, и в другую сторону тоже всё исчезло. А лет пятнадцать назад было заполнено, как мне сказали, 7-8 строк в каждой из секций расписания.
30. Кафетерий тоже сделан под общий стиль вокзала.
31. Трудовая корпоративная агитация, передовиков производства.
32. Ладно, выходим к поезду. На заднем плане слева - часовня под стиль вокзала.
33. Пройдём и к локомотиву. Тут - вид на восточную горловину станции и подъездные пути куда-то.
34. От Бабаево нас ведёт вот этот ветеран "переменки" - ЧС4Т-708.
35. Рассчитан, что интересно, на 17 вагонов.
Тут же состоялась передача нам продовольственной передачи - пока я ходил изучал окрестности, Эдварду вручили весомый пакет с хавчиком (он с Череповца). Так что, кроме моей продуктовой сумки, что я захватил из Питера, теперь у нас есть домашняя еда и полный продовольственный пансион до самого конца :)
36. Ну что же, стоянка подходит к концу, пора и честь знать. Заходим в вагон!
Далее в программе - окончание пути этого дня, проход Вологды по касательной, Коноша и начало тепловозной дороги.