Завершающая часть рассказа о путешествии вдоль Мезени в феврале 2013 года.
Фото 2. Проснулись на очередной лесовозной отворотке между Усогорском и Микунью. Быстро покидаем Республику Коми, впереди нас ждет Сольвычегодск, один из красивейших городов северной Руси:
Фото 3. Город расположен на правом берегу реки Вычегды (приток Северной Двины), в 35 км от Котласа, в 90 км от Великого Устюга и в 630 км от Архангельска.
Основанный в XIV веке, важное значение приобретает в 1526 (по другим данным 1515) году, когда Аника Строганов основал (по другим данным купил) первую соляную варницу, положившую начало одной из богатейших династий России. А его внуки Максим и Никита Строгановы призвали в 1581 году Ермака с отрядом для защиты своих владений, от Сибирского Хана, что привело к походу казаков в Сибирь.
На фото выделяющийся среди небольших деревянных домиков, составляющих основную застройку улиц города Сольвычегодска, крупное каменное здание усадебного типа в стиле классицизма дом купцов Пьянковых (I половина XIX в.), явление для Севера вообще редкое, а для Архангельской области уникальное:
Фото 4. Церковь Спаса Нерукотворного образа построена в стиле барокко между 1691 и 1697 годами:
Фото 5. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы заложен в 1560 году как домовая церковь купцов Строгановых.
Фото 6.
Фото 7. На соборную колокольню можно подняться. Отсюда открывается неплохой вид на Вычегду:
Фото 8. И на окрестности:
Фото 9. Затем, заезжаем посмотреть очень красивый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы 1688 года постройки. Введенский собор стоит на высоком подклете, с севера, запада и юга окружен крытой галереей и увенчан пятью большими восьмигранными барабанами с луковичными главками:
Фото 10. Фасады собора щедро украшены декоративными белокаменными элементами: резными столбиками и колонками, портиками, наличниками окон, карнизами – а также цветными изразцами:
Фото 11. Внутри собора сохранился деревянный семиярусный иконостас, сделанный резчиком Г. Ивановым по рисунку художника С. Нарыкова в 1693 году:
Фото 12. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в 1909-1911 годах сюда был дважды сослан Иосиф Сталин, сохранилось два дома, где вождь жил во время ссылки:
Фото 13. В одном из них сейчас действует музей политической ссылки, который почему-то был закрыт:
Фото 14. Переехав Вычегду по понтонному мосту, через полчаса прибываем в Котлас, где у нас короткая остановка у памятника паровозу Л-5129, который работал на участках Котлас-Киров, Котлас-Коноша, Котлас-Воркута с 1955 по 1972 годы. Памятник установлен к 90-летнему юбилею города для увековечивания памяти паровозу-труженику, участвовавшему в строительстве и освоении Севера:
Фото 15. Котлас - важный железнодорожный узел на севере Росси. Несмотря на это, здание вокзала выглядит не очень опрятно:
Фото 16. Еще в Котласе можно попробовать лучшие в мире пирожки с яйцом! Будете в Котласе, не пропустите кафе «Рататуй».:)
Фото 17. Без остановки проезжаем Великий Устюг и ночуем на опушке леса на полпути к Тотьме.
Фото 18. Тотьма древний Русский город, основан в 1137 году, на берегу реки Сухона, в 215 км от Вологды. XVII век становится веком расцвета для Тотьмы, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась через Вологду, Тотьму, Великий Устюг и Архангельск. Всего за год через город проходило от 500 до 1000 судов. Усилившееся за счёт разработок соляных промыслов торговое значение города позволило Тотьме являться одним из наиболее богатых и значимых городов Русского царства. Город трижды посещал Пётр I.
Тотьму также называют городом мореходов, потому что во второй половине XVIII века уроженцами Тотьмы - Холодиловыми, Пановыми, Черепановыми и рядом других — было снаряжено множество экспедиций на восток: в Сибирь, на Дальний Восток и к берегам Американского континента. Компании тотемских купцов снарядили в Тихий океан около 20 экспедиций — это больше, чем компаниями московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых.
Современная Тотьма обладает интереснейшим историко-архитектурным наследием. Три из сохранившихся городских храмов представляют собой классические образцы самобытной архитектурной школы «тотемского барокко», ещё два храма, имеют черты этого стиля.
На фото церковь Входа Господня в Иерусалим 1794 года постройки. В настоящее время внутри действует музей мореходов, рассказывающий о феномене и истории тотемского мореходства:
Фото 19. Еще один интересный образец "тотемского барокко" Церковь Рождества Христова поострена между 1746 и 1793 годами:
Фото 20. Посетили дом-музей уроженца Тотьмы Ивана Кускова, основателя крепости Форт Росс в Северной Калифорнии, самого знаменитого из тотемских мореходов:
Фото 21. Вид с моста через Сухону:
Фото 22. Коровки:
Фото 23. Во время прохождения телепорта из Тотьмы в Солигалич, выскочила ошибка подвески и сдулась передняя пневмоподушка. В Чухлому вкатились присевшие, на левое переднее колесо. По звуку где-то травило, решили, что пострадал пневмобаллон, и дальнейший путь до дома проходил в неспешном режиме со скоростью не более 80 км/ч. Спустя день на сервисе выяснилось, что как-то перетерся шланг подкачки пневмобаллона.
На этом рассказ об автопутешествии "Мезенский край" можно считать законченным.
Спасибо всем, кто следил:)
Автопутешествие "Мезенский край":
Дни 1-2: Москва - Нёнокса - Архангельск
День 3: Малые Корелы
Дни 3-4: Малые Корелы - Карпогоры - Пинега - Мезень - Долгощелье
День 5: Долгощелье - Кимжа - Погорелец - Большая Нисогора
День 6: Большая Нисогора - Лешуконское - Чучепала - Койнас - Усогорск